Изделие «Ягуар»: УАЗ, который научился плавать
Проект оборонного значения
Рождение изделия под шифром «Ягуар» или УАЗ-3907 было связано с желанием Министерства обороны СССР в начале 70-х годов получить сразу целую линейку легких амфибий. Одной из них должна была стать машина проекта «Река», о которой шла речь ранее в статье из рубрики «Инженерные войска и транспорт». Этот «водоплавающий» разрабатывался на Волжском автозаводе и был, по сути, чуть не единственным крупным оборонным проектом предприятия. При этом вазовские инженеры получили заказ на разработку амфибии на базе «Нива» еще в 1972 года, а на УАЗ аналогичный заказ пришел только в конце 1976 года. Концепции хотя и были схожи – плавающий автомобиль, уверенно себя чувствующий и на трассе, и на тяжелом бездорожье, но весовые категории были разные. ВАЗ-2122 «Река» брала на борт 4 человек, в то время как техническое задание требовало от УАЗ-3907 вмещать 7 бойцов. Евгений Кочнев в книге «Автомобили Советской Армии» пишет даже об штатных 11 пассажирах – хотя это, скорее всего, «рекорд», достигнутый в ходе испытаний. Примечательно, что оба проекта изначально шли в обстановке строгой секретности, и разработчики из Ульяновска и Тольятти не знали о существовании аналогичных амфибий друг у друга. А когда стали просачиваться скупые слухи об испытаниях, долгое время считали, что Министерство обороны устроило своеобразное соревнование между заводами на лучшее воплощение плавающей машины. В итоге, как мы знаем, ни одна из этих машин не увидела армейской службы. А для гражданской эксплуатации потенциальный рынок, даже с учетом выхода на международный масштаб (с учетом всех соблюдения всех сертификационных норм), не смог бы окупить и части затрат на разработку и производство. Поэтому машины проектов «Река» и «Ягуар» были предназначены исключительно для военных, лишь побочными продуктами могли стать амфибии для охотников и рыбаков.
Одна из последних действующих амфибий УАЗ-3907
Официальным днем рождения плавающего УАЗа можно считать 16 декабря 1976 года, когда Совет Министров СССР вместе с ЦК КПСС вынесли постановление №1043-361, в котором достаточно подробно описывались требования к будущей амфибии. С самого начала было понятно, что под «Ягуара» будут адаптировать проверенную и достаточно надежную платформу УАЗ-469 (3151). «Целевой аудиторией» новинки в армии назначили десантно-штурмовые подразделения, разведку морской пехоты, а также войска специального назначения. Кроме этого, планировали использовать «Ягуар» в качестве машины управления и связи.
Для такой амфибии при её грузоподъемности с водителем порядка 600 килограммов стандартного мотора УМЗ-414 (75 л. с.) не хватало – требовался двигатель мощностью от 90 до 100 л.с. Над этим двигателем на Ульяновском моторном заводе уже шла работа, он получил индекс УМЗ-421 и в начале 80-х годов должен был встать впервые на машину «Ягуар». Но все это осталось в планах – амфибия в большинстве выпущенных экземплярах оснащалась устаревшим и слабым 414-м мотором в 75 л. с. Кроме двигателя, в задании описывались требования к унификации коробки переключения передач с другими уазовскими модели и разработке новой раздаточной коробки.
«Ягуар» встает на лапы
Несмотря на красивое наименование ОКР «Ягуар», которое отсылает нас и к южноамериканскому хищнику, и к легендарной британской компании, амфибия из Ульяновска получилась неказистая. Во-первых, она гораздо больше походила на лодку на колесах, чем тольяттинская «Река», которую также с натяжкой можно назвать изящной. Это было продиктовано требования к плавучести нагруженной машины и устойчивости к волнению на водной поверхности. В планах, как уже писалось выше, было оснащение плавающим УАЗом подразделений морской пехоты, а это означало, что машина могла бороздить прибрежную зону морской акватории при волнении до двух баллов. Во-вторых, внешний вид портили длинный капот, который также ухудшал зону видимости водителю, и короткая база УАЗ-469, отчего у амфибии были внушительные свесы.
Гребные винты «Ягуара»
Вполне возможно, что по причине характерного внешнего вида получила бы в войсках машина справедливое прозвище «Крокодил». И, кстати, «Ягуар» с самого начала официальным наименованием уазовской амфибии не являлся – это был лишь шифр ОКР. Если уж заговорили о животных, то нельзя не упомянуть о единственной разработанной модификации амфибии под индексом 39071, которой дали имя «Баклан». Неизвестно, было ли это официальное наименование будущей серийной машины или просто шифр ОКР, но амфибия разрабатывалась под заказ КГБ для Пограничных войск. Тогда случилась некая бюрократическая проволочка, не позволившая провести разработку амфибии через один заказ – пришлось организовывать отдельные ОКР от МО и КГБ. «Баклан» отличался от «Ягуара» только нюансами оснащения – дугами для шести пар лыж, радиостанциями «Айва-А» и Р-143-04, радиолокатором ближней разведки 1РЛ-136, клеткой для служебного пса и креплениями для РПК-74, АК-74 и прибора ночного видения 1ПН-50. Так как работы по «Баклану» были организованы позднее запуска ОКР «Ягуар», то амфибия получила более мощный мотор в 92 л. с.
Пара видеофрагментов о машине проекта «Ягуар»
Надо сказать, что за тринадцать лет разработки (это, к сожалению, было обычной практикой разработки техники в советские времена) конструкторы практически не сталкивались с трудностями на испытаниях. В отличие от тольяттинской амфибии ВАЗ-2122, которая долгое время досаждала перегревом мотора, пришлось даже кузов перекраивать. На плавающем УАЗе проблему перегрева мотора решили разворотом потоков воздуха задом-наперед. Забор производился у откидного ветрового стекла, а выход на кромке капота, которая также была откидывающейся и выполняла функцию волноотражателя. Длинный капот амфибии хотя и портил немного внешний вид, позволял свободнее размещать силовой агрегат, обеспечивая место для потоков охлаждающего воздуха. Тольяттинская «Река» такой роскоши была лишена. Да и в остальном «Ягуар» был больше приспособлен к водным процедурам – скорость на плаву до 9 км/ч против 4 км/ч у ВАЗ-2122, а устойчивость к волнам позволяла уверенно плавать по ветреной Волге. В ходе испытаний УАЗ-3907 прошел с экипажем по великой реке от Ульяновска до Астрахани, благо запас хода на воде в 300 часов позволял это осуществить. При этом «Ягуар» был вполне полезен и на суше. Он разгонялся до 110 км/ч, мог буксировать прицеп до 750 кг и совсем немного отставал на бездорожье от своих предков – УАЗ-469 и -3151.
Фотографии, позволяющие представить размеры «Ягуара» относительно других автомобилей
У изделий «Ягуар» и «Река», помимо умения плавать, есть еще одно общее – ни одну из них не приняли на вооружение. В Ульяновске выпустили всего 14 машин, из которых в живых осталось не более 5-6. УАЗ даже не предпринимал, в отличие от ВАЗа, попыток предложить амфибию гражданском потребителю. Слишком уж военной она оказалась с самого начала.
Вездеход-амфибия УАЗ «Ягуар»: фото, характеристики
Амфибия УАЗ «Ягуар» — это практически ушедший в забвение проект от ульяновских автомобилестроителей. В свое время он по праву мог считаться гордостью отечественных производителей. Несмотря на то что создание этого вездехода начиналось несколько десятков лет назад, он до сих пор не потерял актуальности. Рассмотрим историю его создания, а также характеристики и особенности машины.
Разработка и создание
В 1977 году на автомобильном комбинате в Ульяновске была начата разработка специальных автомобилей повышенной проходимости, ориентированных на нужды армии и аграрной сферы. Руководил проектом известный конструктор Л. А. Старцев. Проект начал разрабатываться под эгидой Министерства обороны и получил наименование вездеход-амфибия под кодовым шифром УАЗ «Ягуар».
Основное предназначение нового внедорожника – транспортировка личного состава, грузов, монтаж специальных технических приспособлений и буксировка прицепных устройств весом до 750 килограмм. Машина выполнена на базе модификации 3151. В 1978 году была представлена документация, в которой существенный объем занимали чертежи различных устройств. Связано это с тем, что на амфибии планировалось монтировать несколько инновационных узлов. Среди них: лебедка, ходовые винты с валом отбора мощности, откачивающие помпы, водяное рулевое управление и еще несколько новшеств.
Испытания
За шесть месяцев в 1980 году были испытаны четыре модели УАЗ «Ягуар». Тесты проводились в различных климатических условиях:
- В Астрахани на степном ландшафте при температуре свыше +40 градусов по Цельсию.
- В Якутии зимой.
- На горном массиве в Памире, на высоте над уровнем моря 4600 метров.
В итоге амфибия была испытана в диапазоне температур от –45 до +47 градусов. При этом вездеход продемонстрировал прекрасные показатели и с успехом преодолел большую часть препятствий. Параллельно с обкаткой техники велась доработка документации, в том числе и оснащение системой откачки воды и стояночным тормозом.
Во втором квартале разработчики выпустили еще два опытных экземпляра машины УАЗ проекта «Ягуар». В них были учтены предыдущие недоработки и изъяны конструкции. Общая дистанция, пройденная при тестировании образцов вездехода, составила порядка 150 тысяч километров. В результате Министерства обороны и автомобильной промышленности приняли решение о налаживании серийного выпуска модификации.
Усовершенствование
В течение трех лет (1986-1989 гг.) на правах реализации договора между комбинатом и КГБ была разработана и испытана модель УАЗ 3907 «Ягуар», фото которой представлено выше. Автомобиль предназначен для пограничников, получил второе название «Баклан».
Среди дополнительных возможностей машины можно отметить следующие аспекты:
- Наличие шести пар лыж.
- Оснащение радиостанцией и локационной системой.
- Вооружение в виде ручного пулемета.
Данная модель оборудовалась карбюраторным силовым агрегатом типа 4141610. Мощность мотора составляла 77 конских сил при максимальном скоростном пороге в 100 км/ч. Расход горючего в смешанном режиме составил около 12 литров на каждые 100 километров пути.
Особенности конструкции
Вездеход УАЗ «Ягуар» оснащался рамой модификации 3151. Она усовершенствовалась путем приварки на фронтальной и задней части удлинителей, которые обеспечивали возможность монтажа лебедки, а также служили бамперами для установки кронштейнов гребных винтов и прочего дополнительного оснащения.
Конструкторы приняли решение особо не усложнять проект, в связи с чем использовались мосты, оборудованные колесными редукторами. Короткие фронтальные рессоры заменили удлиненной вариацией, что дало возможность сделать ход амфибии плавней. Поскольку разрабатываемая модификация УАЗ 3907 «Ягуар» предназначалась и для перемещения в воде, кузов вездехода сделали абсолютно герметичным. Это позволило защитить машину от влаги и риска загрязнения двигателя и прочих внутренних деталей и узлов.
Индивидуальный теплообменник в системе охлаждения гарантировал на плаву функционирование силового агрегата в допустимом термическом режиме. Установленная на вездеходе лебедка способна работать на ходу при включенной первой передаче, а также в случае разматывания троса на задней скорости. Подъемное устройство приводится в действие при помощи коробки отбора мощности.
Салонная часть армейского автомобиля выполнена в аскетичном стиле. Невзирая на минимум удобств, внутри предусмотрены пара мягких кресел и два продольно-откидных сиденья. Такое решение позволяло перевозить бригаду или отделение военных порядка семи бойцов.
Эксплуатация
Самой интересной чертой в конструкции вездехода УАЗ проекта «Ягуар» является плавучесть амфибии. Она показала возможность преодоления водных преград с двумя десятками человек на борту. Первые модели оборудовались водными рулями, способствующими повышению маневренности на воде, однако такое решение привело к возникновению неоднозначных ситуаций.
Один из тестов на реке Волге показал, что после маневров водный руль просто исчез. Скорее всего, он отломался в результате столкновения с твердым препятствием. Кроме того, что испытатели не заметили потери руля, маневренность вездехода осталась на том же уровне. Передние колеса вполне справились с функцией управляемости, в результате чего водный руль признали ненужным дополнением.
Если отметить проходимость рассматриваемого авто в условиях плохих дорожных условий, модель не уступала базовой модификации 3151. Единственным минусом считается высокая масса машины, которая на 400 килограмм превышала аналогичный показатель предшественника. При этом оба варианта оборудовались моторами объемом 2,5 литра. Недостаток в какой-то мере нивелировался плоским днищем, позволяющим обеспечить выход из больших сугробов или болотистых участков. Кроме того, наблюдались ситуации, когда амфибия реально плавала в жидкой грязи.
Что говорят специалисты?
Плавучие параметры автомобиля УАЗ «Ягуар», фото которого представлено выше, спроектированы таким образом, чтобы максимально поразить воображение рядового пользователя. По результатам ряда испытаний комиссия сделала вывод, что данная амфибия нуждается в более мощном моторе. На последующие модификации устанавливали трехлитровый двигатель.
Поскольку на вездеходе отсутствовала раздаточная коробка дифференциального типа, ресурс работы мостов был выше, чем у дорожных автомобилей аналогичной категории. После установки более мощного силового агрегата специалисты отметили увеличение крутящего момента и показателей скорости как на суше, так и в воде.Конкуренты
Среди зарубежных аналогов можно отметить машины марки Gibbs. В этом сегменте зарубежный разработчик представляет два варианта, относящиеся к современным амфибиям:
- Модель Phibian славится тем, что является представителем абсолютно нового вида плавающих внедорожников. Оснащена она дизелем с турбиной, мощность которого составляет 500 лошадиных сил. Имеется выбор типа передвижения в трех вариациях: водомет, передний или полный наземный привод. На борт помещаются три члена экипажа, 12 пассажиров либо 1500 килограмм груза.
- Амфибия Humdinga I – это вездеход, оборудованный мотором с расположением цилиндров типа V8 с наддувом. Мощность агрегата составляет 350 конских сил, привод – постоянный полный. В зависимости от конструкционных особенностей амфибия может транспортировать до 750 килограмм различного груза или семи человек.
Обе модификации могут перемещаться со скоростью до 26 узлов, для трансформации из воды на сушу вездеходам требуется не более десяти секунд.
В завершение
Несмотря на то что вездеход-амфибия УАЗ-3907 «Ягуар» проявил себя отлично на испытаниях, в его судьбу вмешалась экономика. Отсутствие финансов и спонсоров поставило крест на дальнейшем развитии проекта.
Закрыли его окончательно в 1990 году. Тем не менее вопрос по этой машине нельзя назвать полностью решенным. Такая амфибия пригодится не только в армии, но и в рыболовецкой, охотничьей и аграрной сферах. В большой степени будущее автомобиля УАЗ-3907 проекта «Ягуар» зависит от своевременного финансирования и веры в развитие этой техники.
Секретный «Ягуар»: тест уникального плавающего УАЗа
Оригинал статьи: https://auto.mail.ru/article/65017-sekretnyi_yaguar_test_unikalnogo_plavayushchego_uaza
Автор: Юрий Урюков, заместитель главного редактора Авто Mail.Ru
Спустя 35 лет мы приехали на амфибии УАЗ-3907 к месту её тайных испытаний
— Однажды на спор на плаву дверь открыл. Вода хлынула в салон, но потоком «калитку», как я и рассчитывал, тут же плотно прижало к проему. А еще ради эксперимента с открытыми сливными пробками кузова в реку съезжал. И трюмные насосы справились. — Владимир Иванович Дунаев, человек-легенда УАЗа, водитель-испытатель, многократный чемпион СССР по автокроссу, участник автомобильного восхождения на Эльбрус вспоминает о запасе плавучести «Ягуара» с юношеским задором.
Инженеры настолько верили в машину, что подчас решались на отчаянно-авантюрные поступки. Например, выводили ее в акваторию с 21 (!) пассажиром на борту вместо расчетных водителя плюс 600 кг груза. А вот воспетую историками байку о водном походе от Ульяновска до Астрахани Владимир Иванович отрицает — не было, мол, такого. Хотя во время испытаний «Ягуар» реально держался на плаву сутками, курсировав по широкой Волге туда-сюда с перерывами только на дозаправку.
Почему «Ягуар»?
Но поначалу прототипы амфибии прятали от посторонних глаз именно здесь, на речке Свияге, — проект считался засекреченным. В декабре 1976 года УАЗу поручили разработать плавающий внедорожник по запросу Минобороны. «Для оснащения десантно-штурмовых частей, подразделений морской пехоты, разведки и других высокомобильных формирований специального назначения, а также в качестве машин управления и связи», — говорилось в задании.
Так почему проект назвали «Ягуар», а не «Крокодил», например? Армейская юморная хитрость. Мощнейший миномет «Тюльпан» или тяжелая огнеметная система «Буратино» — из той же серии. К тому же ягуар единственный из кошачьих хищников по природе расположен к купанию. При этом в заводских документах амфибия фигурировала под безликим индексом 3907.
Чем поделился 469-й
За основу взяли УАЗ-469. Неприхотливый «козлик» полюбился военным, да и время надо было экономить. Однако конструкторам дали некоторую свободу действий, и уазовцы оторвались по полной — «Ягуар» собрали мозаикой из необычных решений. Фактически, с серийного внедорожника на амфибию перешли лишь общая компоновка, рессорные подвески и мосты с колесными редукторами, увеличивающими дорожный просвет.
Базу оставили штатной — 2380 мм, но раму нарастили спереди и сзади, чтобы обеспечить машине плавучесть. Поэтому «Ягуар» выглядит несколько неуклюже с пухлым кузовом и большими свесами. Его, кстати, резонно считать несущим, так как скелет вварили в герметичный корпус.
Под капот поставили на тот момент свежий карбюраторный мотор УМЗ-414: 2,5 л рабочего объема, 77 л.с. мощности. Владимир Иванович вспоминает, поначалу УАЗ-3907 и 500 метров осилить не мог — перегревался движок в замкнутом объеме. И тогда Дунаев предложил гениальный ход: систему охлаждения как бы развернули на 180 градусов. Холодный воздух поступал в отсек из трюма и решеток у ветровых стекол, протягивался сквозь радиатор и выбрасывался наружу через волнорез. Проблему как рукой сняло! Что на плаву, что в пустыне, что в горах температура держалась в рамках дозволенного.
Полностью синхронизированную четырехступенчатую механику с оригинальными передаточными числами тогда тоже применили впервые. А уж постоянный полный привод с понижайкой и блокировкой межосевого дифференциала (как на классической «Ниве») ждут на серийных УАЗах до сих пор, хотя такую трансмиссию получили даже самые первые прототипы «Ягуара» в начале 80-х и успешно ее использовали. Уазовские испытатели, впрочем, эту схему не особо жалуют. Мол, классический парт-тайм привычнее: машина по асфальту легче идет, а уж на бездорожье передок всегда успеешь подключить.
Когда глушитель спереди
Но сейчас мы шпарим как раз по шоссе, где «Ягуар» способен развить около 100 км/ч. Если водитель не вырубится. Потому как едкий запах топлива и выхлопных газов сначала веселит (аромат истории!), потом утомляет, а через полчаса заставляет искать противогаз. Оба бензобака под полом, выпуск выведен вперед под бампер, так что автомобильный флер бьет в нос постоянно.
Тут бы убрать тент, сложить рамку ветровых стекол — такую возможность предусмотрели изначально, чтобы «Ягуар» было удобнее перевозить и десантировать с самолетов. Правда, кое-где мягкий верх крепится планками на болтах — полностью раздеться и одеться по-армейски, пока горит спичка, не выйдет. Военных это устраивало.
Не запутайся в рычагах
Ухабистое поле, здесь УАЗ в своей стихии. В кабине кругом голое железо, шумоизоляции, разумеется, нет — движок орет, трансмиссия гудит, герметичный кузов с тентом только усиливает звуковые эффекты. Зато «Ягуар» легко шпарит по колдобинам в «асфальтовом» темпе без намека на пробой подвесок. Хотя трясет, конечно, изрядно, и если спереди два стульчика относительно мягкие, то на задних продольных лавках только в распор можно удержаться.
Тем не менее, от базового 469-го «Ягуар» выгодно отличается эргономикой. Для амфибии придумали оригинальную переднюю панель с человеческой комбинацией приборов, пластиковой накладкой во всю ширину и даже мягким поручнем переднего пассажира — о такую ручку приложиться коленом не больно, да и держаться за нее приятно.
Водительский инструментарий без затей — сборная солянка из разных советских машин, новобранец освоился бы за пять минут. Даже ключа зажигания нет: двигатель запускается поворотом «флажка» Из необычного разве что частокол рычагов, торчащих вразнобой из пола, словно иголки из ежа. На левой двери есть табличка-подсказка, как с этим хозяйством управляться. И лучше эту информацию заучить, поскольку в «Ягуаре» рычагами не только передачи переключаются, но и задействуются внедорожные системы: подключается механическая лебедка, гребные винты, блокируется межосевой дифференциал и врубается понижающая передача.
30 лет без ремонта
Пользоваться вездеходным арсеналом приходится часто. Потому как главная проблема «Ягуара» — вялый двигатель, с трудом таскающий по колеям и грязи двухтонную амфибию. «Дизель бы сюда…», — сетует Владимир Иванович. Но тогда у инженеров выбора особо не было.
Дефицит тяги отчасти компенсируется понижайкой с передаточным числом 1.98 (то есть крутящий момент почти удваивается), а также умением и напором водителя. Энергоемкие подвески позволяют брать препятствия с ходу, а громадный клиренс в 30 см — страховка от удара корпусом о грунт. Днище, кстати, ровное и гладкое, так что в крайнем случае УАЗ скользит по препятствию, но не застревает на нем. В движении и спасение рук, поскольку усилителя нет — на месте руль не провернешь.
В общем, проходимость «Ягуара» вызывает уважение — с его возможностью держаться на плаву и могучей лебедкой засадить УАЗ-3907 надо постараться. И не забывайте — в наших руках оказался 30-летний музейный экспонат, сохранившийся в оригинальном виде, без реставрации. Поэтому мотор с трудом держит холостые, порой заставляя вытягивать «подсос», синхронизаторы нет-нет да и хрустнут при переключениях, тормоза почти утратили хватку… Но какой же запас прочности заложили в эту машину. «Ягуар» даже сейчас не воспринимается компромиссным. Плавает, словно катер, но и ползает не хуже сухопутного внедорожника.
Перестройка и пустые карманы
А ведь путь от чертежей до готового к производству прототипа УАЗ-3907 проделал всего за три года. Машина успешно выдержала испытания различных комиссий и ведомств. Казалось, вопрос с принятием на вооружение решен. В 1983-м Владимира Ивановича Дунаева в числе прочих сотрудников УАЗа, причастных к созданию «Ягуара», отметили государственными наградами. На заводе началась подготовка сборочной линии, очередная партия экспериментальных машин отправилась на изнуряющие ресурсные тесты.
Но пока инженеры шлифовали конструкцию амфибии, в СССР задул «перестроечный» ветер, опустошивший карманы даже могущественного Министерства обороны. Военные сказали, как отрезали, — «денег нет». А на гражданские рельсы перевести проект УАЗ не смог или не захотел, производство предпочли загрузить моделью 3160.
В 1990 году очередное достижение советских конструкторов окончательно отправилось в архив, оставив на память лишь несколько сохранившихся экземпляров. В Ульяновске сберегли машину под номером 14, табличка на двери сообщает о 1989 годе выпуска. Судя по всему, это один из последних «Ягуаров». Были ли более поздние версии, уже не припоминают даже сами уазовцы…
УАЗ-3907 : Ягуар- авто-амфибия
Удивительное дело, когда смотришь на забытые проекты, ранее разрабатываемые на Ульяновском автомобильном заводе, невольно проникаешься гордостью и уважением и к людям, которые раньше творили, и к машинам, которые они создавали. Актуальность этих машин, созданных 20-30 лет назад, не потеряна до сих пор. Жаль, только на популяризацию и массовое производство никому нет дела.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В 1977 году на Ульяновском автомобильном заводе в УГК (управлении главного конструктора), которым руководил Старцев Л.А., был создан отдел, в задачу которого входила разработка специальных автомобилей повышенной проходимости для нужд армии и сельского хозяйства. Его образовали под заказ Министерства обороны на создание плавающего автомобиля-амфибии, с кодовым названием УАЗ-3907 “Ягуар”. Основное предназначение нового автомобиля была перевозка личного состава, воинских грузов, монтаж специального оборудования и буксировка прицепов полной массой до 0.75 тонны. За основу “Ягуара” взяли базу УАЗ-3151. В 1978 году была разработана конструкторская документация для изготовления опытных образцов. Объем этих чертежей значительно превосходил объем документации на серийный автомобиль. Это произошло вследствие того, что было разработано и применено очень много оригинальных узлов и деталей, таких как лебедка с приводом от КПП, ходовые винты с коробкой отбора мощности, откачивающие насосы, водяной руль и многое другое.
В 1 и 2 кварталах 1980 года было изготовлено и предъявлено на полигонные испытания 4 образца УАЗ-3907 “ЯГУАР”. Испытания проводились в условиях степи +45 ¦С (Астрахань), в зимних условиях (Якутия), также лазали по горам(горный район Памира, высота над уровнем моря до 4635 м). Таким образом, интервал температур был огромный от +45 ¦С до -47 ¦С . Машина показала себя отлично, в состоянии справиться с большинством препятствий. Также параллельно дорабатывали чертежи. Была доведена система водооткачки, доработан привод стояночного тормоза.
Во втором квартале 1982 года было изготовлено еще 2 образца по доработанной документации, в которой практически все замечания в конструкции были устранены. С учетом последних, ресурсных испытаний, которые прошли эти 2 автомобиля (150 тыс. километров), было принято совместное решение Министерства обороны и Министерства автомобильной промышленности о начале выпуска этих автомобилей.
С 1986 года по 1989 по отдельному договору с Комитетом Государственной Безопасности для пограничников была разработана и испытана модификация УАЗ-39071 ” БАКЛАН ” с установкой 6-и пар лыж, радиолокационной станции ,радиостанции, ручного пулемета и другое.
КОНСТРУКЦИЯ
К раме от автомобиля УАЗ-3151 были приварены передние и задние удлинители дляустановки лебедки, кронштейнов гребных винтов, заднего бампера. Особо не мудрствуя, мосты взяли с колесными редукторами. Для увеличения плавности хода передние короткие рессоры заменили на задние длинные. Так как автомобиль плавающий, то соответственно он имел герметичный кузов, что было большим плюсом по сравнению с серийными автомобилями. Это позволяло уберечь от грязи и механических повреждений двигатель и агрегаты автомобиля. Система охлаждения включала дополнительный теплообменник, для обеспечения нормального рабочего температурного режима работы двигателя на плаву. Намашине стояла лебедка ,которая могла работать одновременно с движением на 1 передаче и при размотке троса на передаче заднего хода. Лебедка приводилась в действие с помощью коробки отбора мощности. Салон не блистал роскошью. Да оно и понятно. Так как автомобиль предназначался для армии, то, следовательно, роскошь не только нужна, но даже и вредна. Салон был оборудован 2 мягкими сиденьями и 2 откидными продольными. То есть вмещалось полноценное армейское отделение из 7 человек в полной боевой выкладке. Двигатель, модели 4141610, представлял собой 77-сильный карбюраторный агрегат, который позволял все это хозяйство перекинуть из пункта А в пункт Б со скоростью 100 километров в час и расходуя при этом 11.8 литров на 100 километров.
МНЕНИЕ ИСПЫТАТЕЛЯ
Плавучие свойства УАЗ-3907 “ЯГУАР” были спроектированы таким образом, что поражали воображение. Во время приемочных испытаний провели такой эксперимент. В машину села приемочная комиссия в составе 21 человека, и машина форсировала водную преграду. Автомобиль прекрасно справился с этим заданием. На первых образцах были водяные рули, для маневрирования в водной среде. Но однажды произошел курьезный случай. После очередного водного испытания на Волге, при выезде на берег, испытатели заметили отсутствие водяного руля. Видимо в результате какого-либо столкновения руль отвалился. Причем этот момент испытатели не заметили. На маневренности, это как ни удивительно, никоим образом не отразилась, то есть поворачиваемость с помощью передних колес оказалась достаточной, и было принято решение вообще отказаться от водного руля. Проходимость, по бездорожью, была практически на уровне своего прародителя УАЗ-3151. Большим минусом была большая масса снаряженного автомобиля, на 400 кг больше, чем у УАЗ-3151.
“ЯГУАР” в снаряженном состоянии весил 2050 кг. А двигатель стоял на обоих автомобилях практически одинаковый – 2.5 литра. Но этот недостаток в какой-то мере компенсировало то, что у машины было плоское дно, как у лодки. То есть она как бы всплывала на грязи или на снегу. Впрочем, испытатели, действительно отмечали случаи всплытия машины, за счет этого она плыла по грязи. По результатам испытаний испытатели сделали вывод, что для этой машины наиболее полно подходит 3-литровый двигатель, тем более что при применении этого двигателя водная скорость увеличивалась из-за увеличения крутящего момента на двигателе. Из-за того, что на автомобиле была применена раздаточная коробка дифференциального типа, ходимость мостов была намного выше, чем у серийных автомобилей. Но- Всегда есть большое НО. В 1985 начались всем известные события. И чем это кончилось также всем известно. Наступили проблемы с финансированием, инфляция -. . И проект закрыли в 1990 году. В принципе этот автомобиль востребован и в наши дни. По своим функциональным способностям он прекрасно подходит под запросы Министерства обороны (тем более это их заказ).Также его могут закупать рыбная и охотоинспекция. В общем, дело за малым – за деньгами
И напоследок, видео с этой машинкой:
технические характеристики модели, оснащение, салон
Разработка плавающего вездехода УАЗ 3907 «Ягуар» велась по заказу Минобороны Ульяновским автозаводом с 1976 года на базе классического УАЗ-469. Согласно исходным требованиям, амфибия должна была уверенно преодолевать пересеченную местность и водные преграды с семью пассажирами в полной выкладке или 600 кг груза на борту, без проблем запускаться при температуре до -40 и ремонтироваться в военно-полевых условиях.
В конце восьмидесятых опытные образцы успешно справились со всеми испытаниями. И «Ягуар» был взят на вооружение. Однако в 90-м году из-за потери перспективы военного заказа производство амфибий было свернуто.
Разработка УАЗ 3907
В 1976 году в УГК Ульяновского автомобильного завода, возглавляемом в то время Л. А. Старцевым, был создан особый отдел. Там занимались автотранспортом повышенной проходимости для нужд вооруженных сил и сельского хозяйства. Образован данный отдел специально для реализации заказа Минобороны на вездеход-амфибию под кодовым названием «Ягуар». Новая машина нужна была для оснащения им частей морской пехоты, ВДВ, разведки и прочих высокомобильных формирований спецназначения. Основным предназначением проектного автомобиля была транспортировка военнослужащих и военных грузов, буксировка небольших прицепов (до 0,75 т) и монтаж спецоборудования.
За основу амфибии взяли УАЗ-469. В 78-м году была завершена подготовка необходимой документации для создания опытных образцов, объемы которой были значительно больше количества чертежей на обычные серийные уазики. Это стало следствием разработки и применения многих оригинальных технических решений и узлов, в том числе:
- водяного руля;
- лебедки с приводом от коробки передач;
- откачивающих насосов;
- ходовых винтов с коробкой отбора мощности.
В первой половине 80-го было собрано и представлено для полигонных испытаний четыре «ягуара». Проверки проводились в различных климатических и ландшафтных условиях: в степи под Астраханью летом, зимой в Якутии и в горах Памира. Интервал температур при этом колебался от плюс 45 до минус 47. Вместе с тем происходила корректировка чертежей, дорабатывался стояночный тормоз и система водооткачки.
УАЗ 3907 показал себя достаточно хорошо, справившись с большинством сложных препятствий. В ходе испытаний одна из машин проплыла по Волге от Ульяновска до Астрахани и назад.
На протяжении 1982 года по доработанной в соответствии со всеми замечаниями документации было произведено еще две опытных амфибии. По итогам ресурсных испытаний, во время которых оба автомобиля преодолели в общей сложности 159 тысяч км, министерствами обороны и автомобильной промышленности было принято решение о предстоящем начале выпуска УАЗ 3907.
В 1986-89 гг. по отдельному заказу КГБ для северных подразделений Пограничных войск велась разработки модификации УАЗ 3907 – УАЗ 39071 «Баклан», конструкция которого предполагала установку дополнительных аксессуаров:
- радиолокатора;
- ручного пулемета;
- нескольких пар лыж;
- клетки для служебной собаки.
За основу разработки УАЗ 3907 был взят знаменитый УАЗ 469, от которого «Ягуар» унаследовал двигатель, элементы трансмиссии и ходовой части.
Конструкция и технические характеристики
База была оставлена штатная, но раму расширили – для обеспечения достаточной плавучести и размещения лебедки и гребных винтов. По этой причине вездеход смотрится немного неуклюже со своим пухлым кузовом и крупными свесами. Чтобы увеличить плавность хода УАЗа, была произведена замена коротких передних рессор на длинные задние. Поскольку автомобилю предстояло плавать, кузов сделали герметичным. Это, кроме всего прочего, обеспечило защиту мотора и других узлов машины от загрязнения и повреждений.
Двигатель и трансмиссия
Под капотом УАЗ 3907 установили современный на тот момент 2,5-литровый карбюраторный мотор УМЗ-414 мощностью 77 лошадиных сил, позволявший развивать скорость до 105 км/ч. Поначалу двигатель быстро перегревался в изолированном незатопляемом пространстве. Проблема была решена путем переворота системы охлаждения на 180 градусов и добавления теплообменника, в результате чего холодный воздух стал поступать через трюм и решетки ветровых окон, а выбрасываться спереди. Полностью синхронизированная 4-ступенчатая КПП с оригинальными передаточными числами была использована здесь впервые. Раздатка дифференциального типа обеспечивала лучшие ходовые качества, чем у серийных уазиков.
Плавательные средства
Водоизмещающий кузов УАЗ 3907 имел нестандартное устройство с двумя герметичными дверями. Под полом в задней части разметили 2 гребных винта. На воде управление амфибией осуществлялось посредством поворота передних колес, выполняющих рулевую функцию, чему способствовали расположенные близко винты, протягивавшие воду через колесные арки. На реке УАЗ 3907 разгонялся до 9 км/час, выдерживая шторм до двух баллов.
Для откачивания попадающей внутрь жидкости были предусмотрены 2 насоса
Какого типа | Где располагались |
электрический | в моторном отсеке |
механический | под кабиной |
Плавучесть УАЗ 3907 «Ягуар» впечатляла. В процессе приемочных испытаний в вездеход залезла вся комиссия в составе 21 чел. Машина успешно преодолела водное препятствие.
Ранние образцы УАЗ Ягуар были оборудованы водяными рулями для лучшего маневрирования на воде. Но однажды случилось курьезное происшествие. Выезжая на берег после очередного тестирования машины на реке, испытатели заметили, что водяного руля нет. По какой-то причине он отвалился, но на маневренности амфибии это обстоятельство, как ни странно, практически не отразилось. Поворачиваемости посредством передних колес оказалось достаточно. В итоге от водяного руля решили вообще отказаться.
Благодаря своим конструктивным особенностям, в частности плоскому дну, амфибия могла как бы плыть по грязи и снегу.
Салон
Внутри УАЗ 3907 роскошью и затейливостью не отличается. Ключ зажиганию отсутствует: запуск осуществляется поворотом «флажка». Из пола немного хаотично торчит частокол рычагов: КПП, управление раздаткой, ручник, включение лебедки, грибных винтов. На двери водителя предусмотрена табличка, объясняющая, как с ними управляться. В салоне имеются два передних сиденья и пара откидных продольных сзади. Шумоизоляции здесь практически никакой, при езде достаточно шумно от движка и трансмиссии.
Отказ от серийного производства УАЗ 3907
В 84-м году были подготовлены технические условия на первую партию УАЗ 3907 в 500 штук, но серийному производству «Ягуаров» так и не суждено было состояться. В 1990 году из-за растущих экономических проблем в стране Министерство обороны окончательно отказалось от проекта. А руководство Ульяновского автозавода не захотело перевести проект военного вездехода на гражданские рельсы, предпочтя загрузить подготовленные мощности производством модели 3160. Чертежи амфибии отправились в архив, а 14 созданных к тому времени машин перекочевали в музеи.
Разработка автомобилей-амфибий для военных целей активно велась и на других советских автомобильных заводах. Так, создание грузопассажирской амфибии ЗИС-485 БАВ (на фото 1) началось на Днепропетровском автозаводе еще в 40-х. Трехосная база была позаимствована у грузовика ЗиС-151, а многие узлы – у бронетранспортера БТР-152.
Разработкой ГАЗ-46 МАВ (на фото 2) для разведывательных подразделений занялись в 1953 году конструкторы Горьковского автозавода на основе ГАЗ-69. Прототипом легкой армейской амфибии на воздушных крыльях НАМИ-055В (фото 3) стал Ford GPA. Разработкой в конце 50-х занимались специалисты ЦКБ по судам на подводных крыльях Горьковского судостроительного завода. Скорость машины на воде достигала 58 км/ч. Наиболее компактная советская амфибия ЛуАЗ-967 появилась в 71-м году. Автомобиль позже послужил основой для знаменитого ЛуАЗ-969 Волынь.
УАЗ 3907 был достаточно передовым и не имеющим аналогов в мире транспортным средством, по некоторым параметрам сохранившим уникальность и в наши дни.
Путь от чертежей до создания готового прототипа занял всего 3 года. Доработанная амфибия успешно справлялась с самыми сложными испытаниями разнообразных комиссий и ведомств, а создатели в 83-м году были отмечены государственными наградами. Наверное, «ягуары» могли бы найти широкое применение и в наше время, но, к сожалению, обстоятельства сложились не в пользу этого замечательного достижения советской инженерной мысли.
УАЗ, которому не повезло: «Ягуар»-амфибия
- Категория: Статьи о внедорожниках
- Просмотров: 4825
«Вы хотите иметь катер, который может ездить по суше или автомобиль, который может плавать?» – спросил Ульяновский автозавод у заказчика в 1977 году. «Автомобиль!» – ответил заказчик и понеслось!
Фото: zazsila.ru
Задачу по разработке новой машины для армейских и сельскохозяйственных нужд поставили военные: во-первых, эта машина должна быть амфибией. Во-вторых, он должна уметь таскать прицеп грузоподъёмностью до 750 кг. Ну а кроме того, перевозить грузы и личный состав. Желательно далеко и безотказно. На УАЗе никогда не чурались экспериментов и согласились.
В качестве основы был взят уже полюбившийся всем УАЗ-469 в военном исполнении 3151 с редукторными мостами. В первую очередь разработали отбор мощности на два входных винта, их установку и сами винты. На макете отработали развесовку, чтобы на воде машина не клевала носом.
Серьёзной проблемой стал кузов – он должен быть полностью герметичным. Для этого ему сделали сплошное днище, а на двери установили специальный притягивающий механизм с отдельным рычагом. Но после этого возникла другая каверза: двигатель и агрегаты трансмиссии нагревались при длительной работе в замкнутом пространстве. Пришлось полностью переработать систему воздухозабора. И это сделало «Ягуар» жизнеспособным во всех условиях эксплуатации. Четыре тестовых экземпляра проверяли и в Каракумах, и на Памире, и в Якутии. Тесты показали, что 600 килограмм груза на плавучесть не влияют. На плаву машина могла находиться неограниченное время и проходила на испытаниях многие километры по рекам. Вплавь по Волге «Ягуар» даже добрался от Ульяновска до Астрахани.
Что было необычно по тем временам для утилитарного автомобиля, амфибия получила синхронизатор в коробку передач и постоянный полный привод. ГУР, правда, посчитали излишней роскошью. Изменились и габариты: они стали больше по всем трем измерениям. Длина изменилась по понятным причинам: раму пришлось увеличить для монтажа винтов сзади и возможности установки лебёдки спереди. Приборную панель «закатали» в пластик и оформили почти как для гражданской легковушки, что для военного вездехода выглядело просто шикарным.
«При испытаниях «Ягуар» показал лучшую маневренность, чем у специальных водоходных судов, сохранил способность движения до 8 км/час, а на суше развивал скорость до 100 км/час. А при испытаниях ударом ядерной взрывной волны на спецполигоне, сохранил способность к выполнению боевой задачи», – рассказывают сотрудники завода, участвовавшие в разработке. Выполненные переделки никак не ухудшили и проходимость автомобиля как внедорожника.
Отдельно по требованию КГБ была сделана версия для погранвойск, которая почему-то получила название «Баклан». Ей добавили крепления для нескольких пар лыж и клетку для служебной собаки.
По ходу проекта Минобороны регулярно то выставляло какие-то новые «хотелки», то, наоброт, теряло интерес. Менялось руководство завода, что тоже сказывалось на созданном специально под этот проект отделе, и работы затягивались. Это и погубило интересный проект – они не успели. В 1981 году были построены образцы для приемочных испытаний и в следующем году сданы заказчику. В 1983 году конструкторскую документацию выдали в подготовку производства. Армия сказала, что берёт автомобиль на вооружение, началось строительство производственного корпуса. А затем грянула перестройка… В 1991 году Минобороны окончательно заявило, что денег нет и проект был закрыт. Около двух десятков построенных экземпляров разошлись по рукам и музеям. А «Ягуар» из заводского музея недавно протестировало издание «Колёса».
Название «Ягуар», по словам разработчиков, этот секретный проект получил в честь единственного животного из семейства кошачьих, которое не боится воды и достаточно хорошо плавает. Однако с определением «единственный» можно и поспорить.
Источник: УАЗ и «Колёса»
Что ещё есть интересного в музее Ульяновского автозавода, читайте здесь.
Амфибия УАЗ «Ягуар» Амфибия: фотографии, характеристики
УАЗ-амфибия «Ягуар» — это практически ушедший из забвения проект от ульяновских автопроизводителей. В свое время его по праву можно было считать гордостью отечественных производителей. Несмотря на то, что создание этого вездехода началось несколько десятилетий назад, он до сих пор не утратил актуальности. Рассмотрим историю его создания, а также характеристики и особенности машины.
Разработка и создание
В 1977 году на автомобильном заводе в Ульяновске началась разработка специальных внедорожников, ориентированных на нужды армии и аграрного сектора.Руководил проектом известный дизайнер Л.А. Старцев. Проект начал разрабатываться под эгидой Минобороны и получил название вездеход-амфибия под кодовым кодом УАЗ «Ягуар».
Основное назначение нового внедорожника — перевозка личного состава, грузов, установка специальных технических устройств и буксировка прицепов массой до 750 килограммов. Станок выполнен на базе модификации 3151. В 1978 году была представлена документация, в которой значительный объем занимали чертежи различных устройств.Это связано с тем, что на амфибию планировалось смонтировать несколько инновационных узлов. Среди них: лебедка, шпиндели с валом отбора мощности, насосные насосы, гидроусилитель и еще несколько новинок.
Испытания
За шесть месяцев 1980 года были испытаны четыре модели УАЗ «Ягуар». Испытания проводились в разных климатических условиях:
- В Астрахани в степном ландшафте при температуре выше +40 градусов по Цельсию.
- В Якутии зимой.
- На горном массиве на Памире, на высоте 4600 метров над уровнем моря.
В результате амфибия прошла испытания в диапазоне температур от -45 до +47 градусов. При этом вездеход показал отличные характеристики и успешно преодолел большинство препятствий. Параллельно с обкаткой оборудования дорабатывалась документация, в том числе оснащалась система подкачки воды и стояночный тормоз.
Во втором квартале разработчики выпустили еще два Опытных экземпляра автомобиля УАЗ проекта Jaguar.В них учли предыдущие недоработки и недочеты конструкции. Общее расстояние, пройденное при испытаниях образцов вездехода, составило около 150 тысяч километров. В итоге Минобороны и автомобилестроение решили наладить серийный выпуск модификации.
Улучшение
За три года (1986-1989 гг.) На правах реализации соглашения между комбайном и КГБ была разработана и испытана модель УАЗ 3907 Jaguar, фото которой представлены выше.Автомобиль, предназначенный для пограничников, получил второе название «Баклан».
Среди дополнительных возможностей машины можно выделить следующие аспекты:
- Наличие шести пар лыж.
- Оснащение радиостанцией и системой определения местоположения.
- Вооружение в виде пулемета.
Модель оснащалась карбюраторным силовым агрегатом типа 4141610. Мощность двигателя составляла 77 лошадиных сил при максимальном пороге скорости 100 км / ч. Расход топлива в смешанном режиме составил около 12 литров на каждые 100 километров пути.
Конструктивные особенности
УАЗ «Ягуар» оснащался модификацией frame3151. Он был усовершенствован за счет приварки передней и задней части удлинителей, что обеспечивало возможность крепления лебедки, а также служило бамперами для установки гребных рычагов и другого дополнительного оборудования.
Конструкторы решили не усложнять проект, в связи с чем использовались мосты с колесными редукторами. Короткие передние рессоры были заменены на удлиненную вариацию, что позволило сделать ход амфибии плавным.Поскольку разработка УАЗ 3907 Jaguar также предназначалась для передвижения по воде, кузов вездехода сделали абсолютно герметичным. Это позволило защитить машину от влаги и риска загрязнения двигателя и других внутренних деталей и узлов.
Индивидуальный теплообменник в системе охлаждения обеспечивает работу энергоблока на плаву в приемлемом тепловом режиме. Лебедка, установленная на вездеходе, способна работать на ходу при включенной первой передаче, а также в случае разматывания троса на задней скорости.Подъемное устройство приводится в движение коробкой отбора мощности.
Салон армейского автомобиля выполнен в аскетическом стиле. Несмотря на минимум удобств, внутри предусмотрена пара мягких сидений и два продольно складывающихся сиденья. Это решение позволяло перевозить бригаду или отделять военный заказ из семи бойцов.
Эксплуатация
Самая интересная особенность в конструкции вездехода УАЗ проекта «Ягуар» — это плавучесть амфибии.Она показала возможность преодоления водных преград с двумя десятками человек на борту. Первые модели оснащались водяными рулями, позволяющими повысить маневренность на воде, но это решение привело к возникновению неоднозначных ситуаций.
Один из тестов на Волге показал, что после маневрирования водяной штурвал просто пропал. Скорее всего, он оборвался в результате столкновения с твердым препятствием. Кроме того, чтобы испытатели не заметили потери руля направления, маневренность вездехода осталась на прежнем уровне.Передние колеса справились с функцией управляемости, в результате чего водяной руль признали ненужным дополнением.
Если отметить проходимость рассматриваемого автомобиля в условиях плохих дорожных условий, то модель не уступала базовой модификации 3151. Единственным недостатком является высокая масса автомобиля, которая на 400 кг превышала аналогичный показатель предшественник. Оба варианта были оснащены
УАЗ. Фотографии, характеристики — Car Pictures & Images
.В 1943 году, когда перспектива победы немцев в войне была маловероятной, было принято решение отделить перенесенный завод от ЗИСа.Это было частью общей послевоенной политики, проводившейся сталинским правительством, согласно которой перенесенные заводы были разделены на разные части, поскольку все необходимые здания уже были возведены. Существующие заводы до переезда были заполнены (часто — немецким) оборудованием, что привело к разрыву отрасли.
Логичным выбором для вновь созданного завода было производство военных и полувоенных автомобилей, в основном из-за удаленности от границы. Поэтому в середине 1950-х годов производство единственного советского внедорожника ГАЗ-69 было перенесено в Ульяновск.Этот автомобиль положил начало знаменитой линейке внедорожников, выпускаемых заводом.
Золотой век
К середине 60-х новое руководство завода завершило разработку первых оригинальных автомобилей [U] AZ. На смену внедорожнику ГАЗ-69 пришел УАЗ-469. УАЗ-469 был очень похож по конструкции на оригинальный Jeep — крепкий, но не очень удобный автомобиль, который мог ездить практически по любой местности и легко ремонтировался. Уаз-469 достиг легендарного статуса благодаря надежности и проходимости.Автомобиль не поступал на рынок личного пользования до конца 80-х годов и был зарезервирован для силовых структур и военизированных формирований (его коммерчески доступный аналог производился на ЛуАЗе, который находился слишком близко к границе, чтобы ассоциироваться с военными).
В 1966 году УАЗ выпустил свой пикап / микроавтобус УАЗ-452, который был тепло встречен фермерами благодаря удобству и внедорожным характеристикам. Хотя этот автомобиль в основном предназначался для использования в полиции и армии, в гражданских целях он использовался гораздо чаще, чем большинство других автомобилей УАЗ.
УАЗ-469 и его модификации за свою проходимость, надежность и простоту завоевали легендарный статус во всем мире. Благодаря своей надежности и возможностям, он по сей день любим и используется энтузиастами бездорожья во всем мире и является желанной альтернативой американским джипам, британским Land Rover и японским Land Cruiser из-за более низкой стоимости и аналогичных характеристик. аккумулятор
УАЗ | 993 | ХРИЗОЛИТ, ХРИЗОЛИТ, СВЕЖАЯ ТРАВА | 2020-2020 | 0 | ||||
УАЗ | 1009 | НЕФРИТ, НЕФРИТ | 2020-2020 | 0 | ||||
УАЗ | 1003 | ЧЕРНЫЙ АГАТ | 2020-2020 | 0 | ||||
УАЗ | 1006 | САПФИР | 2020-2020 | 0 | ||||
УАЗ | 240, АРКТИКА, БЕЛОЕ ОБЛАКО | БЕЛОЕ ОБЛАКО, АРКТИКА, АРКТИКА | 2018 — 2018 | 1 | ||||
УАЗ | 918, ТАЙФУНЬ | ТАЙФУН, ТЕМНО-СЕРЫЙ, ТАЙФУН | 2018 — 2018 | 3 | ||||
УАЗ | КАШТАН | КАШТАН, КАШТАН | 2015 — 2018 | 1 | ||||
УАЗ | КОРОЛЕВСКОЕ ВИНО | КОРОЛЕВСКОЕ ВИНО, КОРОЛЕВСКОЕ ВИНО | 2008 — 2008 | 0 | ||||
УАЗ | 322 | ОРАНЖЕВАЯ, ОРАНЖЕВАЯ | 2006 — 2006 | 0 | ||||
УАЗ | МАЛИНА | МАЛИНА, МАЛИНА | 2008 — 2008 | 0 | ||||
УАЗ | 608 | ОЗЕРО ТАХО, ОЗЕРО ТАХО | 2006 — 2006 | 0 | ||||
УАЗ | 658 | АМУЛЕТ | 2006 — 2006 | 1 | ||||
УАЗ | 073 | БЕЛАЯ | 2006 — 2006 | 0 | ||||
УАЗ | 648, 690 | СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА, СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА | 2006 — 2006 | 0 | ||||
УАЗ | 256, 630 | КВАРЗ | 2006 — 2006 | 0 | ||||
УАЗ | 617 | ХАКИ / ХАКИ | 2006 — 2006 | 0 | ||||
УАЗ | 738 | ПОСЕЙДОН, POSEIDON | 2006 — 2006 | 0 | ||||
УАЗ | 371, 658 | АМУЛЕТ, АМУЛЕТ | 2015 — 2015 | 1 | ||||
УАЗ | БЕЛАЯ НОЧЬ | БЕЛАЯ НОЧЬ, БЕЛАЯ НОЧЬ | 2015 — 2015 | 0 | ||||
УАЗ | 016 | АВАНТЮРИН, АВАНТЮРИН | 2006 — 2015 | 0 | ||||
УАЗ | ASTRA | АСТРА / ASTRA, | 2015 — 2015 | 2 | ||||
УАЗ | РАШМО | РАШМО, РИЧМО, ГОРА РИЧМО, РАШМО, MT. |