Главная / Разное / Сопротивление для подушек безопасности: сопротивление airbag - Page 6 - AirBag (аирбэг)

Сопротивление для подушек безопасности: сопротивление airbag — Page 6 — AirBag (аирбэг)

Содержание

Установка обманок преднатяжителей ремней и подушек безопасности, Шевроле Круз 2009-2012

Честно говоря, на начало написания этой заметки, я не знал что получиться из моего эксперимента. (Забегая вперед, скажу, что резистор работает в качестве обманки. Ошибку удалось сбросить, описываю в этой статье).

Резисторы 2 Ом

Т.к. сопротивление исправной спирали пиропатрона согласно документации Chevrolet Cruze составляет 2,2 Ом (по разным источникам от 2 Ом до 3 Ом) и данных номиналов сопротивлений в наличии у меня не имеется (не знаю, существует ли такой номинал в природе), я буду использовать сопротивления 2 Ом 0,125 Вт. 

ВНИМАНИЕ! Измерять сопротивление исправной подушки безопасности или пиропатрона не следует ни в коем случае! Т.к. после отсоединения коннектора контакты подушки накоротко замыкаются для безопасности измерение не получится, если разомкнуть контакты при измерении, то 99,99% пиропатрон сработает!!! В результате получиться неисправная подушка безопасности и возможен травматизм при ее срабатывании.
ВНИМАНИЕ! Все работы производятся только с отключенным аккумулятором.

Для начала требуется снятие клемм от сработавших подушек безопасности и пиропатронов преднатяжителей ремней. Часть клемм я уже отключил при расклинивании преднатяжителей ремней, далее следует отсоединить подушку безопасности водителя.

Далее отсоединяем коннектор от подушки безопасности. Для его отключения следует приподнять на 2-3 мм от корпуса пластиковый фиксатор клеммы прямоугольной формы. Он имеет более темный оранжевый оттенок по сравнению с самой клеммой. И тянем клемму на себя.

Для того, что бы убедиться в том, что при разъединенном коннекторе контакты не перемыкаются между собой, передавая тем самым сигнал в блок SRS о том, что подушка отсоединена, я разобрал данный коннектор и убедился, что ни каких перемычек там не установлено. В результате я выяснил, что корпус пластиковый, при отсоединении клеммы, контакт не перемыкается. В корпусе коннектора установлен феррит, для гашения помех и предотвращения ложного срабатывания. Можно начинать установку обманок.

Разобранный коннектор подушки безопасности

Так как я еще не знаю, будет ли получен результат от установки данных девайсов, я подготавливаю резисторы к подключению в штатный коннектор подушки безопасности, сгибаю выводы так, что бы они немного пружинили, для обеспечения контакта в разъеме.

Подготовленный резистор на 2 Ом

Я не припаиваю их к проводам. Результат установки сопротивления обманки можно увидеть на фото ниже. Таким же образом устанавливаем сопротивления в разъемы пиропатронов.

Резистор (обманка) на 2 Ом установленный в коннктор подушки безопасности

Для установки обманки в разъем пассажирской подушки безопасности, потребуется снятие «бардачка» и пластикового кожуха крепления «бардачка», закрывающего климатическую установку (та в которую устанавливается фильтр салона). Снятие не описываю, т.к. они у меня уже сняты.

Разъем провода подушки безопасности переднего пассажира

Заглянув поглубже под панель, я увидел, наконец, разъем пассажирской подушки безопасности. Очень проблематично было отключать этот разъем, потому как пространство ограничено, и разъем достаточно глубоко спрятан.

Разъем пиропатрона подушки безопасности переднего пассажира

После снятия кожуха, виден провод, идущий к пассажирской подушке безопасности, можно было бы подключиться к нему, но в нем три провода, который из них «лишний», выяснять мне было лень. На фото ниже видно, что от жгута, уходит один провод и остается только два идущих к подушке безопасности.

Пиропатрон подушки безопасности

Столько литературных и не литературных слов был мною высказано в адрес этого разъёма, но все-таки я его поборол и установил в него обманку.

Передний датчик удара остался невредим, но я не знаю, следует ли его менять после того как он сработал. Оставил как есть.

Мои мысли по поводу установки обманок.

Отключение клеммы аккумулятора на 1,5 суток, как и ожидалось, не привело к желаемому результату. Поэтому продолжаю эксперименты, в следующей заметке выясню распиновку диагностического разъема Шевроле Круз

  • Установка обманок преднатяжителей ремней и подушек безопасности, Шевроле Круз 2009-2012

Еще записи по теме

Критерии срабатывания подушек безопасности — Эксперт Никонов Владимир Николаевич — Статьи

Это авторский, с замечаниями из российской практики, перевод статьи «Air Bag Deployment Criteria», опубликованной в 2014 году Kenneth Solomon и Jesse Kendall в журнале «The Forensic Examiner®», официальном рецензируемом научном журнале Американского колледжа Института судебных экспертов, который приобрел популярность и признание в качестве ведущего судебно-экспертного журнала в мире.

И так как наши люди в булочную на такси такие журналы не читают, эта статья на «Праворубе» будет полезна как адвокатам по ДТП, так и читающим автоэкспертам. Адвокатам – как информация для допросов в суде нечитающих автоэкспертов с целью разъяснения им их пустых заключений, а читающим автоэкспертам – для того, чтобы не давать заключения на основе шаманского камлания.

Введение
Модули управления подушек безопасности используют сложные алгоритмы для принятия решений о развертывании на основе оценки серьезности аварии, связанной с изменением скорости движения транспортного средства или замедления в течение некоторого времени. Из-за того, что алгоритмы управления являются ноу-хау производителя, их фактические значения порогов скорости, ускорения, или деформации (пути) для развертывания подушки безопасности при столкновении не известны. Значения этих параметров и алгоритмы производители автомобилей не разглашают, ограничиваясь декларативными «сильный удар» или «удар достаточной силы» в руководствах владельцев, а дилеры их просто не знают, при этом разыгрывая перед клиентами спектакли с тестирующими модули управления приборами.

Действительно, столь размытые критерии нетехнического характера создают тупиковые ситуации при предъявлении судебных претензий со стороны владельцев автомобилей, у которых подушки безопасности не сработали в ДТП, или сработали произвольно без видимых причин. Это так же создает благоприятную почву для мошеннических инсценировок ДТП, заключающихся в «перекидке» на практически не деформированный автомобиль панелей со сработавшими подушками безопасности.

Однако величины технических параметров, необходимые для развертывания подушки безопасности, могут быть установлены путем исследования результатов лабораторных краш-тестов автомобилей конкретных производителей.

Задачи статьи
1. Получение информации и понимание работы системы управления подушками безопасности и ее компонентов.
2. Получение информации и понимание, когда должны или не должны сработать подушки безопасности.
Содержание статьи
Статья содержит введение в системы управления подушками безопасности и процессами их срабатывания, краткую историю датчиков удара. Описаны переменные, используемые в алгоритмах развертывания подушек безопасности, приведены сравнительные примеры с использованием нескольких запатентованных систем управления. Показан способ оценки диапазона скорости, замедления или деформации (пути), являющегося порогом для развертывания подушки безопасности.
Процесс развертывания подушек безопасности
Целью подушки безопасности является обеспечение упругой мягкой прокладки между пассажирами и интерьером автомобиля. Для достижения этой цели подушки должны быть полностью наполнены газом в короткий промежуток времени и ранее, чем пассажиры вступят с ними в контакт. Быстрое развертывание подушки потенциально может привести к смертельным травмам людей, если они уже находятся в контакте с подушкой безопасности во время ее раскрытия. Поэтому подушки безопасности должны иметь систему управления, которая может правильно распознавать, что происходит столкновение. При этом распознать достаточно рано, чтобы подушка безопасности успела раскрыться безопасно.

Подушка безопасности раскрывается после того, как электрический сигнал на раскрытие послан детонатору от модуля управления подушкой безопасности. Этот сигнал инициирует химическую реакцию, которая быстро надувает газом воздушный мешок из нейлоновой ткани. Газ содержит частицы пыли из материала, используемого для смазки мешка (как правило, тальк и кукурузный крахмал). После полного развертывания подушки газ выходит через небольшие вентиляционные отверстия. Отверстия имеют размеры и расположены так, чтобы уменьшать объем мешка с разной скоростью, в зависимости от типа транспортного средства.

История датчиков удара
Ранние системы раскрытия подушки безопасности использовали для обнаружения удара механические датчики, которые затем были изъяты из употребления на американском рынке около 1994 года. Такие датчики, как, например, «rolamite», содержали металлические ролики, стабилизированные в положении режима ожидания с помощью пружины или магнита.


При ударе за пределами предназначенного порога пружина или магнит не могли больше удерживать металлическую массу на месте. Масса перемещалась и нажимала на контакт, посылая электрический сигнал на модуль управления подушки безопасности. Системы с механическими датчиками, как правило, неточны в интерпретации небольших столкновений. Движения в механических датчиках может быть недостаточно при лобовых столкновениях, из-за чего срабатывание может происходить с задержкой. Современные датчики удара сейчас основаны на микроэлектромеханических системах (MEMS).

Новые системы распознавания удара
Новые датчики MEMS удара измеряют ускорение акселерометром, который посылает непрерывный поток данных в модуль управления подушки безопасности. Акселерометры, как правило, пьезоэлектрические или переменно емкостные датчики. Наиболее распространенным MEMS акселерометр, который используется сегодня, ADXL-50 производства Analog Devices.


Автору приходилось встречать заключения законченных идио «нечитающих» автоэкспертов, в которых они визуальным осмотром или органолептическим методом устанавливают неисправность датчика удара. Их логика ограничена примитивной цепочкой «был удар – подушки не сработали – значит, не исправен датчик удара». На самом деле процедуры тестирования таких датчиков основаны (на не утвержденных Минюстом, и, значит, на не признаваемых госэкспертами научными) алгоритмах типа Гаусса-Ньютона, требуют наличия специального программного обеспечения и оборудования. Примеры многочисленных тестов можно посмотреть на ютюбе, а при необходимости можно найти на сайте производителя официальный регламент тестирования и калибровки конкретной модели датчика.

https://youtu.be/ycThnu3k_vc

По мере того, как прицеленные к упругим элементам массы движутся относительно корпуса датчика за счет ускорения, специальные пластины, прикрепленные к массам, приближаются к другим неподвижным пластинам. Изменение расстояния между пластинами влияет на емкость датчика, или на способность удерживать электрический заряд. Это изменение емкости легко измеряется, и затем превращается в изменение напряжения. Изменение напряжения напрямую зависит от силы инерции из-за ускорения, а показания интерпретируются модулем управления подушки безопасности как ускорение. Алгоритм модуля управления может определить, является ли развертывание подушки безопасности необходимым, на основе заложенной в него математической модели импульсов ускорения во времени.

Процесс принятия решения
Модуль управления подушки безопасности (ACM) получает непрерывный сигнал от каждого датчика MEMS и записывает данные в течение определенного периода после специфического события. С помощью центрального процессора (CPU) он выполняет алгоритмические вычисления и дает или не дает команду для развертывания подушки безопасности. Алгоритмы определения степени тяжести удара работают путем оценки одного или нескольких кинематических параметров (ускорение, его производных или интегралов), список которых приведен приведены в таблице 1 ниже. Примеры блок-схем алгоритмов принятия решения показаны на следующих рисунках.

Таблица 1.

Блок-схема алгоритма, использующего параметры: изменение скорости, путь и плотность энергии.


Блок-схема алгоритма, использующего параметры: замедление и рывок (толчок).


Блок-схема алгоритма, использующего параметры: ускорение и изменение скорости.


Варианты алгоритмов
Системы распознавания удара сильно различаются между патентами. Большинство систем, запатентованных после 1995 года, используют изменение скорости «дельта-V», ускорение, или рывок, как параметры для включения системы пробуждения и для раскрытия подушек безопасности. Последние системы также включают системы анализа наличия пассажиров и анализа расстояния до пассажира. В подходах, использованных в период между 1995 и 2008 годами несколькими изобретателями, различия весьма существенны. Однако команда для срабатывания подушек безопасности зависит от одного или более из набора основных кинематических параметров, описанных выше.

Когда раскрываются подушки безопасности
В соответствии с позицией Национального управления по безопасности движения департамента транспорта США (закреплено в соответствующем стандарте США, которого придерживаются и ряд широко известных иностранных производителей автомобилей), «подушки безопасности, как правило, предназначены для развертывания при фронтальных и почти фронтальных столкновениях, которые сравнимы с ударом в неподвижный жесткий барьер на скорости примерно от 8 до 14 миль в час». Определенные пороговые значения откалиброваны каждым производителем в соответствии с размером транспортного средства и жесткостью его конструкции. Система управления активируется для различения событий, таких как попадание в выбоину или столкновение с другим автомобилем. Это, как правило, имеет место, когда два последовательных импульса ускорения менее (примерно) -1g для небольших транспортных средств или менее (примерно) -2g для больших автомобилей, происходят в течение 10 миллисекунд. После пробуждения принимается решение либо раскрыть подушки безопасности, либо вернуться в нормальное состояние.

Из-за статуса «ноу-хау» алгоритмы управления и значения кинематических параметров для развертывания подушки безопасности при столкновении не известны. Однако, используя директиву NHTSA для подушек безопасности, в части их разворачивания при фронтальном ударе в барьер при скорости от 8 до 14 миль/ч, диапазон пороговых значений кинематических параметров может быть оценен с помощью известных значений жесткости транспортных средств и их массы.

Оценка пороговых значений
При столкновении величина деформации С  (в дюймах) при заданной скорости удара V (в милях в час) связана с отношением жесткости транспортного средства k  (в фунт/дюйм) и его весом w
  (в фунтах) с помощью следующего уравнения:

Время от начала воздействия до момента достижения максимального импульса при ударе:
Заменяя в первом выражении отношение C/V из второго выражения, получаем:
Жесткость автомобиля k может быть определена из результатов краш-тестов с учетом массы автомобиля m, деформации C, и скорости удара V.  Жесткость автомобиля рассчитывается по формуле:

Таблица 2 показывает соответствующий спектр замедлений и деформаций (перемещений) в краш-тестах на фронтальный удар, для автомобилей, на которых имеются подушки безопасности, учитывая расчетное время для максимального импульса удара и для различных автомобилей по жесткости и массе.

Таблица 2

Видно, что нет существенной корреляции между весом автомобиля и его жесткостью. Две машины аналогичного веса могут иметь очень разные значения жесткости, как видно из сравнения 2010 Ford Fusion и 2010 Toyota Prius. Оба транспортных средства имеют примерно одинаковый вес автомобиля, но жесткость переда Toyota Prius значительно больше, чем жесткость Ford Fusion. Так как величина деформации и продолжительность воздействия на Ford Fusion больше, подушке безопасности Ford Fusion нужно будет раскрыться в пределах значения замедления меньших, чем те, которые требуются для Toyota Prius.

Сравнение значений
Условия реальных столкновений часто не совпадают с ударом в жесткий неподвижный барьер, и это надо учитывать при сравнении диапазонов фактических (из краш-тестов) и расчетных значений параметров. Продолжительность воздействия существенно не изменяется со скоростью удара, но в значительной степени зависит от типа столкновения. Подушки безопасности могут не развернуться, если есть жесткий удар, как наезд на столб, где деформируется только одна часть автомобиля. Подушки безопасности иногда не срабатывают, когда воздействие происходит постепенно, в течение длительного периода времени, как, когда автомобиль едет под или над другим объектом. Подушки безопасности могут не развернуться в столкновениях, в которых относительная жесткость столкнувшихся автомобилей сильно отличается. Например, столкновение передней части одного автомобиля и боковой стороны другого автомобиля. Кроме того, столкновения, которые происходят при острых углах, не всегда приводят к развертыванию подушек безопасности, так как значительного замедления в направлении продольных осей автомобилей (в направлении, измеряемом датчиком удара) не происходит.
Пример: подушки безопасности не раскрылись
Примером удара, где было значительное изменение скорости, но фронтальные подушки безопасности не сработали, было ДТП с участием Chevrolet Equinox 2007 года со встречным мотоциклом Harley-Davidson. Модуль управления подушки безопасности в Equinox зафиксировал максимальное изменение скорости 9.27 миль в час. Это значение находится в пределах диапазона от 8.0 до 14.0 миль в час, в котором ожидается развертывание подушек безопасности (как в случае фронтального удара в жесткий неподвижный барьер). Однако максимальное замедление было 3.27g. Это замедление было значительно ниже расчетного значения в диапазоне развертывания от 7.5g до 13.2g, как показано в таблице выше. Таким образом, фронтальные подушки безопасности не должны были сработать.
Пример: подушки безопасности раскрылись
Примером удара, который не привел к существенному изменению в скорости, но подушки безопасности раскрылись, было ДТП с участием Chevrolet Corvette 2007 года, который снес несколько дорожных знаков, деревьев и дорожных столбиков на очень высокой скорости. Автомобиль ударил первый объект на скорости более чем 60 миль в час, и модуль управления подушек безопасности зафиксировал максимальное изменение скорости 4.96 миль в час, что значительно ниже диапазона от 8.0 до 14.0 миль в час, в котором ожидается развертывание подушек безопасности (как в случае фронтального удара в жесткий неподвижный барьер). К счастью для пассажира и водителя, зафиксированное максимальное замедление во время удара было 11.3g, которое находится выше расчетного порогового диапазона от 6.1g до 10.6g из таблицы выше. В результате подушки безопасности раскрылись и спасли жизнь пассажира и водителя.
Заключение
Подушки безопасности должны иметь систему управления, которая может распознавать удары правильно и достаточно рано, и раскрывать подушки безопасности безопасно. Системы развертывания обычно используют электронные датчики, которые постоянно сообщают ускорение автомобиля модулю управления подушками безопасности. Модули используют сложные алгоритмы, чтобы принять решение о раскрытии подушек безопасности на основе одного или более кинематических переменных. Из-за статуса «ноу-хау» алгоритмов развертывания значения скорости, ускорения или деформации, используемые в этих алгоритмах, неизвестны. Вместо этого, диапазоны значений скоростей удара, замедлений или деформаций могут быть рассчитаны на основе данных краш-тестов и затем использованы для экспертной оценки, должны ли были раскрыться подушки безопасности в случае конкретного столкновения.
Ссылки на источники
1. Collision Safety Institute. (2011). Bosch Crash Data Retrieval System – Crash Data Retrieval. Data Analyst Course Manual.
2. Huang, Mathew. (2002). Vehicle Crash Mechanics. CRC Press.
3. US Department of Transportation National Highway Traffic Safety Administration. (2003). What You Need to Know About Air Bags — DOT HS 809 575.
Об авторах
Джесси Кендалл получил степень бакалавра наук в области гражданского строительства в Университете Вермонта в Берлингтоне, штат Вермонт. Он завершил свою инженерную стажировку в Денвере, штат Колорадо, работая в строительных консалтинговых фирмах, прежде чем стать лицензированным профессиональным инженером в шести штатах. С более чем пятнадцатью лет опыта в гражданском строительстве, Джесси Кендалл сейчас живет и работает в Калифорнии в Института анализа риска и безопасности, специализирующимся в области судебной инженерии и реконструкции обстоятельств ДТП.

Доктор Соломон получил степень бакалавра наук, магистра наук и доктора в области машиностроения в Лос-Анджелесе. Доктор Соломон также имеет профессиональные инженерные лицензии. Доктор Соломон проводит исследования в области реконструкции ДТП и биомеханике в течение более 40 лет, имеет более чем 200 научных публикаций в международных изданиях, доклады и презентации. Им и в соавторстве написаны 13 книг. Он работал в качестве старшего научного сотрудника с RAND Corporation, преподавал на факультете в Высшей школе RAND, в Калифорнийском университете, Университете Южной Калифорнии, в Военно-морской аспирантуре, Университете Джорджа Мэйсона и академии шерифов Orange County.

Все стати автора на «Праворубе».

Ошибка подушек безопасности 2

Рассмотрим, что такое ошибка подушек безопасности 2 и алгоритм её устранения на примере автомобиля Шевроле Лачетти. Низкое сопротивление цепи срабатывания подушки безопасности водителя

 

Диагностический код неисправности (DTC) 2

Низкое сопротивление цепи срабатывания подушки безопасности водителя

 

Описание схемы

При установке ключа зажигания в положение ON модуль датчиков и диагностики (SDM) выполняет начальную проверку для выявления существенных неполадок внутри самого SDM.

После этих проверок модуль измеряет напряжения в цепях зажигания и срабатывания подушек безопасности, проверяя, что они находятся в номинальных диапазонах. SDM контролирует напряжения на проводах нижнего уровня подушек водителя и пассажира, выявляя замыкание цепей срабатывания на массу или напряжение питания.

Модуль датчиков и диагностики (SDM) проверяет проводку к модулю подушки безопасности водителя, пропуская ничтожно малый ток через внутреннюю цепь и проверяя сопротивление.

 

Диагностический код неисправности DTC 2 записывается, когда

  • Сопротивление цепи срабатывания подушки безопасности водителя ниже 1,8 Ом.
  • Повреждена закорачивающая перемычка, модуль датчиков и диагностики (SDM) необходимо заменить.

 

DTC 2 Низкое сопротивление цепи срабатывания подушки безопасности водителя

 

Внимание! Модуль датчиков и диагностики (SDM) может сохранять достаточное напряжение для приведения в действие подушек безопасности и натяжителей в течение 1 минуты после выключения зажигания и удаления предохранителя. Если подушки безопасности и натяжители не отсоединены, не начинайте обслуживание, пока не пройдет одна минута после отключения питания от SDM. Несоблюдение этого требования может привести к травмам.

 

Внимание! В процессе обслуживания обращайтесь с модулем датчиков и диагностики (SDM) очень осторожно. Не ударяйте и не встряхивайте SDM. Никогда не подключайте питание к системе надувных подушек безопасности (SIR), если SDM не соединен жестко с автомобилем. Чтобы система надувных подушек безопасности (SIR) работала правильно, все болты крепления модуля датчиков и диагностики SDM должны быть тщательно затянуты, а стрелка на SDM должна быть направлена к передней части автомобиля. При недостаточно жестком креплении модуля SDM к автомобилю включенный модуль может сработать, что приведет к неожиданному выпуску подушек безопасности и может повлечь травму.

 

 

ШагОперацияЗначенияДаНет
1
  1. Удостоверьтесь, что ключ зажигания находится в положении OFF.
  2. Подождите минуту, чтобы разрядить заряд блока питания модуля датчиков и диагностики.

Перейдите на Шаг 2

2

Осмотрите разъем и проводку подушки безопасности водителя.

Проводка надувной подушки безопасности повреждена?

Замените проводку надувной подушки безопасности.

Перейдите на Шаг 5

3
  1. Удостоверьтесь, что ключ зажигания находится в положении OFF.
  2. Снимите модуль подушки безопасности водителя.
  3. Отключите разъем проводки модуля датчиков и диагностики (SDM).
  4. Проверьте сопротивление между выводами 1 и 2 модуля подушки безопасности водителя.

Сопротивление равно ∞?

Перейдите на Шаг 4

Перейдите на Шаг 5

4
  1. Замените модуль датчиков и диагностики.
  2. Удостоверьтесь, что ключ зажигания находится в положении ON.
  3. Сотрите диагностический код неисправности с помощью диагностического прибора.
  4. Выполните проверку диагностической системы системы надувных подушек безопасности (SIR).

Диагностический код неисправности удален?

Система в норме.

Замените модуль подушки безопасности водителя.

5
  1. Отключите разъем от проводки часовой пружины.
  2. Проверьте сопротивление между выводами 1 и 2 часовой пружины.

Сопротивление равно ∞?

Замените проводку надувной подушки безопасности.

Замените часовую пружину.

Информация по обслуживанию



Информация по обслуживанию

Индикатор надувной подушки безопасности Неисправность в цепи — Пассажир

Указания по диагностике

Диагностическая информация о неисправности

Цепь

Замыкание на «массу»

Обрыв/высокое сопротивление

Замыкание на напряжение питания

Характеристики сигнала

Управление индикатора выключенной подушки безопасности переднего пассажира

2

2*

4

Управление индикатора о включеной подушке безопасности переднего пассажира

3

3*

5

Масса индикатора отключения подушки безопасности пассажира

1

1

Сигнал выключателя надувной подушки безопасности переднего пассажира

2, 5

3, 4

3, 4

Заземление выключателя надувной подушки безопасности переднего пассажира

3, 4

3, 4

1. Оба индикатора всегда выключены

2. Индикатор выключения не будет загораться

3. Индикатор включения не будет загораться

4. Выключенный индикатор горит постоянно

5. Индикатор включения горит постоянно

* Высокое сопротивление может приводить к тому, что соответствующий индикатор будет гореть менее ярко, чем в норме

Описание цепи/системы

После поворота ключа в замке зажигания во включенное положение модуль диагностики и контроля надувных подушек безопасности (SDM) постоянно проверяет выключатель включения/выключения надувной подушки безопасности и контролирует отсутствие дефектов в цепи, для этого он через регулярные промежутки времени подает напряжение в цепь выключателя и проверяет наличие в ней тока. Контроль выключателя надувной подушки безопасности переднего пассажира позволяет проверить включенное или выключенное состояние надувной подушки безопасности; с помощью индикаторов включения/выключения надувной подушки безопасности переднего пассажира водителю поступает информация о том, включен или выключен модуль надувной подушки безопасности в приборной панели. Если в модуль диагностики и контроля надувных подушек безопасности (SDM) поступает сигнал от выключателя надувной подушки безопасности переднего пассажира (вкл./выкл.), модуль SDM подает напряжение на соответствующий индикатор.

Справочная информация

Указатель схем

Схемы системы подушек безопасности (SIR)

Указатель видов разъемов

Разъемы компонентов Виды на торцы

Описание и работа

Описание и принцип работы системы подушек безопасности (SIR)

Справочная информация по электрооборудованию
Опорный сигнал диагностического прибора

Информация о диагностическом приборе представлена в Модуль управления Справочные сведения

Проверка цепи/системы

Примечание: Индикаторы включения и выключения надувной подушки безопасности переднего пассажира могут работать не так, как ожидается, если в системе надувных подушек безопасности (SIR) имеются коды неисправностей DTC. Перед продолжением диагностики следует произвести ремонт и устранить коды DTC системы SIR.

  1. Наблюдать по диагностическому прибору за параметром Passenger Air Bag Disabled Switch (Выключатель надувной подушки безопасности переднего пассажира), включая и выключая при этом выключатель блокировки надувной подушки безопасности переднего пассажира S40. Значение параметра должно меняться между «Вкл.» и «Выкл.»
  2. ⇒   Если значение не изменяется между «Включено» и «Выключено».
    См. «Проверка цепи/системы выключателя блокировки подушки безопасности пассажира».
    ⇓   Если значение изменяется между «Включено» и «Выключено».
  3. Выключатель блокировки подушки безопасности пассажира в положении «Выключено».
  4. Убедиться в том, что индикатор выключения подушки безопасности пассажира горит.
  5. ⇒   Если индикатор выключения подушки безопасности пассажира не горит.
    См. «Проверка цепи/системы выключателя блокировки подушки безопасности пассажира».
    ⇓   Если индикатор выключения подушки безопасности пассажира горит.
  6. Выключатель блокировки подушки безопасности пассажира в положении «Включено».
  7. Убедиться в том, что индикатор включения подушки безопасности пассажира горит. Если это не так, следует обратиться к разделу «Проверка цепи/системы индикатора надувной подушки безопасности переднего пассажира».
  8. ⇒   Если индикатор включения подушки безопасности пассажира не горит.
    См. «Проверка цепи/системы индикатора подушки безопасности пассажира».
    ⇓   Если индикатор включения подушки безопасности пассажира горит.
  9. Все В НОРМЕ.

Проверка цепи/системы выключателя блокировки надувной подушки безопасности переднего пассажира

  1. Зажигание ВЫКЛ.
  2. Отсоедините разъем жгута проводов в выключателе активного состояния подушки безопасности пассажира S40.
  3. Проверьте наличие сопротивления менее 30 Ω между клеммой 3 цепи заземления и массой.
  4. ⇒   Если сопротивление равно 30 Ом или больше
    3.1. Отсоединить разъема жгута проводов от модуля SDM К36.
    3.2. Проверить наличие бесконечного сопротивления между сигнальной цепью и массой.
    ⇒     Если сопротивление меньше бесконечного, то необходимо устранить короткое замыкание не массу в цепи.
    3.3. Проверить наличие сопротивления менее 2 Ом в каждой цепи управления от одного конца до другого.
    ⇒     Если сопротивление равно или больше 2 Ом, устранить разрыв/причину высокого сопротивления в цепи.
    ⇒     Если сопротивление меньше 2 Ом, заменить модуль К36.
    ⇓   Если сопротивление меньше 30 Ом
  5. Зажигание включено.
  6. Проверить напряжение 4,75–5,25 В между выводом 1 сигнальной цепи и массой.
  7. ⇒   Если напряжение меньше 4,5 В
    5.1. Отсоединить разъема жгута проводов от модуля SDM К36.
    5.2. Проверить наличие бесконечного сопротивления между сигнальной цепью и массой.
    ⇒     Если сопротивление меньше бесконечного, то необходимо устранить короткое замыкание не массу в цепи.
    5.3. Проверить наличие сопротивления менее 2 Ом в каждой цепи управления от одного конца до другого.
    ⇒     Если сопротивление равно или больше 2 Ом, устранить разрыв/причину высокого сопротивления в цепи.
    ⇒     Если сопротивление меньше 2 Ом, заменить модуль К36.
    ⇒   Если напряжение больше 5,25 В
    5.1. Зажигание ВЫКЛ.
    5.2. Отсоединить разъема жгута проводов от модуля SDM К36.
    5.3. Зажигание включено.
    5.4. Проверьте, является ли напряжение между цепью управления и массой ниже 1 В:
    ⇒     Если напряжение равно или больше 1 В, устранить короткое замыкание на питание в цепи.
    ⇒     Если напряжение меньше 1 В, заменить модуль К36.
    ⇓   Если напряжение в диапазоне 4,75–5,25 В
  8. Заменить выключатель блокировки подушки безопасности пассажира S40.

Проверка цепи/системы индикатора надувной подушки безопасности переднего пассажира

Примечание: При рассоединении разъемов осмотрите их на предмет коррозии или повреждений. При повреждении или коррозии следующих компонентов необходимо выполнить их ремонт или замену.

   • Индикатор надувной подушки безопасности переднего пассажира P14
   • Жгут проводов индикатора надувной подушки безопасности переднего пассажира P14

  1. Зажигание ВЫКЛ.
  2. Отсоединить разъем жгута проводов на индикаторе подушки безопасности пассажира P14.
  3. Убедитесь, что сопротивление между клеммой 4 цепи заземления и заземлением составляет менее 5 Ω.
  4. ⇒   Если сопротивление равно 5 Ом или больше
    3.1. Отсоединить разъема жгута проводов от модуля SDM К36.
    3.2. Проверить наличие бесконечного сопротивления между сигнальной цепью и массой.
    ⇒     Если сопротивление меньше бесконечного, то необходимо устранить короткое замыкание не массу в цепи.
    3.3. Проверить наличие сопротивления менее 2 Ом в каждой цепи управления от одного конца до другого.
    ⇒     Если сопротивление равно или больше 2 Ом, устранить разрыв/причину высокого сопротивления в цепи.
    ⇒     Если сопротивление меньше 2 Ом, заменить модуль К36.
    ⇓   Если сопротивление меньше 5 Ом
  5. Зажигание включено.
  6. Сиденье пассажира занято.
  7. Проверить напряжение менее 11 В между выводом 5 цепи управления и массой.
  8. ⇒   Если напряжение равно или больше 11 В
    6.1. Зажигание ВЫКЛ.
    6.2. Отсоединить разъема жгута проводов от модуля SDM К36.
    6.3. Зажигание включено.
    6.4. Проверьте, является ли напряжение между цепью управления и массой ниже 1 В.
    ⇒     Если напряжение равно или больше 1 В, устранить короткое замыкание на питание в цепи.
    ⇒     Если напряжение меньше 1 В, заменить модуль К36.
    ⇓   Если напряжение меньше 11 В
  9. Сиденье пассажира свободно.
  10. Проверить сопротивление больше 25 Ом между выводом 5 сигнальной цепи и массой.
  11. ⇒   Если 25 Ом или менее
    8.1. Отсоединить разъема жгута проводов от модуля SDM К36.
    8.2. Проверить наличие бесконечного сопротивления между сигнальной цепью и массой.
    ⇒     Если сопротивление меньше бесконечного, то необходимо устранить короткое замыкание не массу в цепи.
    8.3. Проверить наличие сопротивления менее 2 Ом в каждой цепи управления от одного конца до другого.
    ⇒     Если сопротивление равно или больше 2 Ом, устранить разрыв/причину высокого сопротивления в цепи.
    ⇒     Если сопротивление меньше 2 Ом, заменить модуль К36.
    ⇓   Если сопротивление больше 25 Ом
  12. Сиденье пассажира свободно.
  13. Проверить напряжение менее 11 В между выводом 2 цепи управления и массой.
  14. ⇒   Если напряжение равно или больше 11 В
    10.1. Зажигание ВЫКЛ.
    10.2. Отсоединить разъема жгута проводов от модуля SDM К36.
    10.3. Зажигание включено.
    10.4. Проверьте, является ли напряжение между цепью управления и массой ниже 1 В.
    ⇒     Если напряжение равно или больше 1 В, устранить короткое замыкание на питание в цепи.
    ⇒     Если напряжение меньше 1 В, заменить модуль К36.
    ⇓   Если напряжение меньше 11 В
  15. Сиденье пассажира занято.
  16. Проверить сопротивление больше 25 Ом между выводом 2 сигнальной цепи и массой.
  17. ⇒   Если 25 Ом или менее
    12.1. Отсоединить разъема жгута проводов от модуля SDM К36.
    12.2. Проверить наличие бесконечного сопротивления между сигнальной цепью и массой.
    ⇒     Если сопротивление меньше бесконечного, то необходимо устранить короткое замыкание не массу в цепи.
    12.3. Проверить наличие сопротивления менее 2 Ом в каждой цепи управления от одного конца до другого.
    ⇒     Если сопротивление равно или больше 2 Ом, устранить разрыв/причину высокого сопротивления в цепи.
    ⇒     Если сопротивление меньше 2 Ом, заменить модуль К36.
    ⇓   Если сопротивление больше 25 Ом
  18. Заменить индикатор подушки безопасности пассажира P14.

Указания по ремонту

© Все права принадлежат Chevrolet. All rights reserved

Спаси меня. Какие бывают подушки безопасности

В серийных машинах они появились почти 40 лет назад. За это время подушки спасли и продолжают спасать миллионы человеческих жизней. Разберемся, какие вообще бывают «эйрбэги» и как они защищают пассажиров современного автомобиля.

На самом деле патент на подушки безопасности был получен аж в начале 50-х годов прошлого века немецким изобретателем Вальтером Линдерером. А на серийный автомобиль «эйрбэги» поставили только в 1980 году. Тогда первопроходцем стал легендарный Mercedes-Benz S-Класса в 126-ом кузове, у которого имелась вмонтированная в руль подушка безопасности для водителя. Стоит отметить, что вместе с «эйрбэгом» дебютировала и такая система, как преднатяжители ремней безопасности. А общая система, включающая подушки и преднатяжители, получила название SRS (Supplementary Restraint System или комплекс пассивной безопасности).

Что касается самой подушки безопасности, то она представляет собой мешок из эластичной нейлоновой ткани, который в случае аварийной ситуации выстреливается и надувается специальным газом (пиропатрон поджигает твердое топливо в гранулах, которое и выделяет газ). Срабатывает современный «эйрбэг» всего за 6 миллисекунд — это в десять раз быстрее, чем человек успевает моргнуть.

Нынешние автомобильные подушки безопасности напрямую связаны со всеми датчиками и электронной начинкой машины для более точного выстраивания так называемых алгоритмов срабатывания. Это значит, что в конкретной аварийной ситуации (удара определенной величины, наезда на препятствие, приземления после падения и т.д.) блок управления «эйрбэгами» учитывает силу и направление удара автомобиля с препятствием, скорость движения машины, интенсивность ее замедления, точное количество пассажиров внутри, а также их рост, вес и даже позу, в которой они сидят… Таким образом, электроника определяет, какие именно подушки нужно активировать и, грубо говоря, насколько сильно их накачать (современные «‘эйрбэги» имеют ступенчатую систему срабатывания). В современном автомобиле может быть более десяти различных подушек безопасности, расположенных по всему салону автомобиля. Рассмотрим основные виды по отдельности.

Фронтальные подушки безопасности

Лечение «беременного мужика» или что делать после срабатывания подушек безопасности | Пикабу

И снова всем привет.

Сегодня речь пойдет не о чип-тюнинге, а о подушках безопасности.

Значок airbag в простонародье, иногда, зовут «беременным мужиком», о нем и пойдет речь сегодня

Обратился ко мне человек на Renault Megane 2 (фото из интернета) с просьбой потушиться значок подушек безопасности. Человек попал в небольшое ДТП (передней подвеской влетел в бардюр), подушки в машине не стрельнули, но машина перешла в аварийный режим. После запуска двигателя автоматически включалась «аварийка» и на панели горел значок неисправности подушек безопасности.

Для начала подключаем диагностику и смотрим, на что же жалуется машина.

Как видим машина просит заменить ЭБУ подушек безопасности. В память блока управления записалась, так называемая краш дата (crash data) — данные о том, что было ДТП.

Можно, как советует машина, заменить блок, но после этого надо будет его привязывать к машине и выставлять конфигирацию. Это дорого, попробуем оживить свой блок.

Блок у Megane 2 находится под ручником. Для того, что б до него добраться надо разобрать весь пластик.

На машине стоит блок 605490100. Для того, что б привести блок в благопристойное состояние необходимо его разобрать.

Слева на плате есть маленькая 8ми ногая микросхема (обведена в кружочек), это микросхема Eprom памяти 95160. Именно в ней лежит информация о краш дате, комплектации и информация о автомобиле. Информации много, несмотря на то, что на эту микросхему влезает всего 2 кБ. В этой микросхеме надо подправить некоторые данные, после чего блок забудет, что была авария.

С помощью паяльной станции снимаем эту микросхему

Дальше считываем данные с помощью программатора. В моем случае это WizardProg 77USB, хотя некоторые делают и простенький программатор для LPT порта, как, к примеру, делал это мой друг на логане (ссылка на драйв 2 моего друга)

После чтения получаем файлик размеров в 2кБ, в котором надо вычистить краш дату. Чистить можно как с помощью специальных программ (купленных за деньги, или скачанных отломов), так и в ручную, найдя на просторах интернета инструкцию. Я делал это вручную, следуя данной инструкции. Не для всех блоков можно найти инструкцию в свободном доступе, но для таких простых машин они есть.

После правки все собирается в обратном порядке.

После подключения блока и запуска авто значок «беременного мужика» погас и засветился вновь. Диагностика показала обрыв в пиропатронах в защелке ремня.

Промеряем сопротивление преднатяжителей — они оказываются в обрыве. Примечание — мерить сопротивление лучше всего на разъеме блока подушек. Так как на самих пиропатронах используется специальный контакт, который закорачивает выводы, если на него не одет разъем.

Многие для глушения этих ошибок или изменяют конфигурацию блока, убирая от туда эти пирапатроны, или ставят заглушки — резисторы 2,2 Ом, иммитирующие исправные пирапатроны. Но у владельца были с запасные пиропатроны, взятые на разборке.

Ставим новые (ну как новые, с разборки) пиропатроны

На фото сработавшие пиропатроны и новые. Интересно, что во время ДТП в машине был только водитель, но сработали оба пиропатрона. После замены пиропатронов ошибка по подушкам погасла.

На этом все!

B1346 Слишком высокое сопротивление передней подушки безопасности водителя

Уровень важности ремонта: 3/3

Ремонт Уровень сложности: 3/3

B1346 Возможные причины

  • Неисправность передней подушки безопасности водителя
  • Жгут проводов передней подушки безопасности водителя обрыв или закорочен
  • Цепь передней подушки безопасности водителя плохое электрическое соединение
  • Неисправность часовой пружины

Как исправить код B1346?

Проверьте «Возможные причины», перечисленные выше. Осмотрите соответствующий жгут проводов и разъемы.Проверьте наличие поврежденных компонентов и поищите сломанные, погнутые, выдвинутые или корродированные контакты разъема. Что вы знаете об автомобилях?

Пройдите автомобильные тесты AutoCodes.com и получите новые знания по ремонту автомобилей.

Играть сейчас

Стоимость диагностики кода B1346

Трудоемкость: 1.0

Стоимость диагностики кода B1346 составляет 1,0 час труда. Стоимость ремонта автомобиля зависит от местоположения, марки и модели вашего автомобиля и даже от типа двигателя.Большинство автомастерских берут от 75 до 150 долларов в час.

B1346 Описание

Когда ключ зажигания находится в положении ON, модуль датчиков и диагностики (SDM) выполнит тест включения для диагностики критических неисправностей в самом SDM.
После прохождения этих испытаний напряжения в цепи зажигания и развертывания измеряются, чтобы убедиться, что они находятся в пределах их нормальных диапазонов напряжения. Модуль SDM контролирует напряжение низкого уровня для водителя и пассажира, чтобы обнаружить замыкание на массу или напряжение в контурах развертывания.
Модуль SDM проверяет подключение проводов к модулю подушки безопасности водителя, пропуская бесконечно малый ток через внутреннюю цепь и проверяя сопротивление.

Информация по производителям

Меры предосторожности для SRS «ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ» и «ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАТЯЖИТЕЛЬ РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ»

  • Никогда не касайтесь электрических разъемов на подушке безопасности, модулях боковой воздушной завесы или ремнях безопасности.
  • Ни в коем случае не разбирайте и не портите пряжку ремня безопасности / натяжители втягивающих устройств, втягивающие устройства с адаптивным ограничением нагрузки, устройства для накачивания ремней безопасности и не проверяйте электрические разъемы.
  • Не используйте электрическое испытательное оборудование для проверки цепей SRS, если это не указано в данном руководстве по обслуживанию.
  • Перед обслуживанием SRS выключите зажигание, отсоедините оба кабеля аккумулятора и подождите не менее 3 минут. Примерно в течение 3 минут после отсоединения кабелей подушки безопасности и преднатяжитель ремня безопасности все еще могут сработать. Поэтому не работайте с какими-либо разъемами или проводами системы пассивной безопасности, пока не пройдет не менее 3 минут.
Несоблюдение этой инструкции может привести к случайному раскрытию этих модулей, что увеличивает риск серьезных травм или смерти.

Сброс модуля подушки безопасности Mazda | Подушки безопасности MyAirbags

DTC Описание
B0072: 11 Короткое замыкание цепи ремня безопасности преднатяжителя поясного ремня безопасности со стороны пассажира на массу
B0072: 12 Преднатяжитель поясного ремня безопасности со стороны пассажира: короткое замыкание на напряжение питания
B0072: 13 Обрыв цепи ремня безопасности преднатяжителя колен со стороны пассажира или высокое сопротивление
B0072: 19 Короткое замыкание на цепь преднатяжителя ремня безопасности со стороны пассажира и другие цепи модуля подушки безопасности
B0072: 1A Низкое сопротивление цепи ремня безопасности преднатяжителя колен со стороны пассажира
B0095 Датчик боковой подушки безопасности пассажира
B1013 Датчик веса
B104D Датчик зоны удара
B1058 Модуль боковой подушки безопасности водителя (инфлятор No.2) и другие цепи модуля подушки безопасности закорочены
B1101 Слишком высокое напряжение подачи питания (VSS)
B1102 Слишком низкое напряжение подачи питания (VSS)
B1197 Датчик боковой подушки безопасности пассажира
B1231 Память данных сбоя заполнена
B1317 Постоянно высокое напряжение батареи
B1318 Постоянно низкое напряжение батареи
B1326 Замыкание переднего левого датчика удара на массу или массу
B1327 Замыкание переднего левого датчика удара на подачу питания (VSS)
B1328 Неисправность переднего левого датчика удара
B1329 Ошибка связи переднего левого датчика удара
B1330 Левый передний датчик удара — неправильный идентификатор
B1331 Замыкание переднего правого датчика удара на массу или массу
B1332 Замыкание переднего правого датчика удара на подачу питания (VSS)
B1333 Неисправность правого переднего датчика удара
B1334 Ошибка связи правого переднего датчика удара
B1335 Правый передний датчик удара Неправильный ID
B1342 RCM неисправен
B1346 Слишком высокое сопротивление подушки безопасности водителя
B1347 Слишком низкое сопротивление подушки безопасности водителя
B1348 Замыкание подушки безопасности водителя на массу или массу
B1349 Замыкание подушки безопасности водителя на питание (VSS)
B1352 Слишком низкое сопротивление подушки безопасности пассажира
B1353 Слишком высокое сопротивление подушки безопасности пассажира
B1354 Замыкание подушки безопасности пассажира на массу
B1355 Замыкание подушки безопасности пассажира на питание (VSS)
B1361 Слишком высокое сопротивление натяжителя ремня безопасности водителя
B1362 Слишком низкое сопротивление натяжителя ремня безопасности водителя
B1363 Замыкание натяжителя ремня безопасности водителя на массу или массу
B1364 Замыкание натяжителя ремня безопасности водителя на источник питания (VSS)
B1367 Слишком высокое сопротивление натяжителя ремня безопасности пассажира
B1368 Слишком низкое сопротивление натяжителя ремня безопасности пассажира
B1369 Замыкание натяжителя ремня безопасности пассажира на массу или массу
B1370 Замыкание натяжителя ремня безопасности пассажира на цепь питания (VSS)
B1378 Слишком высокое сопротивление боковой подушки безопасности водителя
B1379 Слишком низкое сопротивление боковой подушки безопасности водителя
B1380 Замыкание боковой подушки безопасности водителя на массу или массу
B1381 Замыкание боковой подушки безопасности водителя на питание (VSS)
B1382 Слишком высокое сопротивление боковой подушки безопасности пассажира
B1383 Слишком низкое сопротивление боковой подушки безопасности пассажира)
B1384 Замыкание боковой подушки безопасности пассажира на массу)
B1385 Замыкание боковой подушки безопасности пассажира на питание (VSS)
B1387 Короткое замыкание или замыкание на массу или массу датчика положения направляющей сиденья водителя
B1388 Обрыв или короткое замыкание датчика положения направляющей сиденья водителя на подачу питания (VSS)
B1389 Датчик положения направляющей сиденья водителя Неисправность
B1390 Короткое замыкание или замыкание на массу или массу датчика положения направляющей пассажирского сиденья
B1391 Датчик положения направляющей пассажирского сиденья обрыв или короткое замыкание на подачу питания (VSS)
B1392 Короткое замыкание датчика положения направляющей пассажирского сиденья на подачу питания (VSS)
B1395 Ошибка соединения петель зажигания
B1400 Неисправность датчика удара левой стороны
B1401 Замыкание датчика удара левой стороны на массу или на массу
B1402 Замыкание датчика удара левой стороны на подачу питания (VSS)
B1403 Неисправность правого датчика удара
B1404 Замыкание датчика удара правой стороны на массу или на массу
B1405 Замыкание датчика удара правой стороны на подачу питания (VSS)
B1409 Ошибка связи с левым боковым датчиком удара
B1410 Ошибка связи с датчиком удара правой стороны
B1414 Левосторонний датчик удара — неправильный идентификатор
B1415 Правый датчик удара — неправильный идентификатор
B1429 Слишком высокое сопротивление левой задней боковой подушки безопасности
B1430 Слишком низкое сопротивление левой задней боковой подушки безопасности
B1431 Замыкание задней левой боковой подушки безопасности на массу или массу
B1432 Замыкание левой задней боковой подушки безопасности на питание (VSS)
B1433 Слишком высокое сопротивление правой задней боковой подушки безопасности
B1434 Слишком низкое сопротивление правой задней боковой подушки безопасности
B1435 Замыкание задней правой боковой подушки безопасности на массу или массу
B1436 Замыкание правой задней боковой подушки безопасности на питание (VSS)
B1448 Датчик классификации пассажира
B1449 Ошибка связи системы классификации пассажиров
B1450 Система классификации пассажиров неправильный идентификатор
B1473 Слишком высокое сопротивление левой шторной подушки безопасности
B1474 Слишком низкое сопротивление левой шторной подушки безопасности
B1475 Замыкание левой шторной подушки безопасности на массу или массу
B1476 Замыкание левой шторной подушки безопасности на подачу питания (VSS)
B1477 Слишком высокое сопротивление правой шторной подушки безопасности
B1478 Слишком низкое сопротивление правой шторной подушки безопасности
B1479 Замыкание правой шторной подушки безопасности на массу или массу
B1480 Правая шторная подушка безопасности, короткое замыкание на питание (VSS)
B1481 Слишком высокое / низкое сопротивление подушки безопасности водителя
B1482 Слишком высокое / низкое сопротивление подушки безопасности водителя
B1483 Замыкание подушки безопасности водителя на массу или массу
B1484 Замыкание подушки безопасности водителя на питание (VSS)
B1485 Слишком высокое / низкое сопротивление подушки безопасности пассажира
B1486 Слишком высокое / низкое сопротивление подушки безопасности пассажира
B1487 Замыкание подушки безопасности пассажира на массу
B1488 Замыкание подушки безопасности пассажира на питание (VSS)
B1511 Обрыв или замыкание пряжки ремня безопасности водителя на подачу питания (VSS)
B1512 Короткое замыкание пряжки ремня безопасности водителя на массу или на массу
B1513 Обрыв или замыкание пряжки ремня безопасности пассажира на источник питания (VSS)
B1514 Замыкание пряжки ремня безопасности пассажира на массу или короткое замыкание
B1515 Неисправность переключателя пряжки ремня безопасности водителя
B1516 Неисправность переключателя пряжки ремня безопасности пассажира
B1517 Неисправность переключателя пряжки ремня безопасности водителя
B1518 Неисправность переключателя пряжки ремня безопасности пассажира
B1620 Внутренняя ошибка SRSCM
B1650 Запись сбоя (фронтальная)
B1651 Зарегистрирован сбой (со стороны водителя)
B1652 Зарегистрирован сбой (пассажирская сторона)
B1655 Сторона пассажира с заблокированной PAB (заменить SRSCM)
B1657 Зарегистрирована авария (только для натяжителя ремня безопасности)
B1658 6-кратное срабатывание натяжителя ремня безопасности (заменить SRSCM)
B1659 Обнаружен задний удар
B1670 Авария, записанная на полной стадии — Фронтальная
B1711 Коленная подушка безопасности Слишком высокое сопротивление водителя
B1712 Коленная подушка безопасности — слишком низкое сопротивление водителя
B1713 Коленная подушка безопасности — короткое замыкание цепи сопротивления водителя на массу
B1714 Коленная подушка безопасности — замыкание цепи сопротивления водителя на аккумулятор
B1738 P-SIS спереди — неверный идентификатор водителя
B1739 P-SIS Дефект переднего водителя
B1740 Замыкание переднего привода P-SIS на массу
B1741 Замыкание переднего привода P-SIS на аккумуляторную батарею
B1742 Ошибка связи переднего драйвера P-SIS
B1744 P-SIS спереди — неправильный идентификатор пассажира
B1745 P-SIS Дефект переднего пассажира
B1746 P-SIS Замыкание переднего пассажира на массу
B1747 P-SIS Замыкание переднего пассажира на аккумуляторную батарею
B1748 Ошибка связи переднего пассажира P-SIS
B1869 Обрыв или короткое замыкание цепи предупреждающего индикатора подушки безопасности с непрерывным счетчиком на массу
B1870 Лампа непрерывного отсчета цепи предупреждающего индикатора подушки безопасности: короткое замыкание на аккумуляторную батарею
B1883 Короткое замыкание цепи натяжителя ремня пассажира на массу
B1884 Коврик пассажирского сиденья
B1885 Преднатяжитель ремня безопасности со стороны водителя Низкое сопротивление системы ремня безопасности
B1891 Цепь предупреждающего сигнала звукового сигнала подушки безопасности: короткое замыкание на аккумуляторную батарею
B1892 Неисправность цепи предупреждающего индикатора звукового сигнала подушки безопасности
B1921 Обрыв цепи массы диагностического монитора подушек безопасности
B1934 Низкое сопротивление цепи нагнетателя подушки безопасности водителя на пиропатроне
B1936 Короткое замыкание цепи водителя подушки безопасности на массу
B2227 датчик столкновения frnt
B2228 Модуль боковой подушки безопасности водителя (инфлятор No.2) короткое замыкание на массу
B2230 Модуль боковой подушки безопасности водителя (насос No 2): короткое замыкание на напряжение питания
B2232 Модуль боковой подушки безопасности водителя (насос No 2) высокое сопротивление цепи
B2234 Модуль боковой подушки безопасности водителя (насос No 2) низкое сопротивление цепи
B2234 Низкое сопротивление цепи нагнетателя подушки безопасности водителя на пиропатроне — петля № 2
B2290 Датчик классификации пассажиров (OCS) Неисправность цепи
B2292 Удерживающая система — Состояние натяжителя ремня безопасности (неисправность цепи натяжителя ремня безопасности водителя)
B2292 Удерживающая система — состояние натяжителя ремня безопасности (неисправность цепи натяжителя ремня безопасности пассажира)
B2293 Удерживающая система — состояние подушки безопасности (неисправность цепи передней подушки безопасности пассажира)
B2293 Удерживающая система — состояние подушки безопасности (неисправность цепи передней подушки безопасности водителя)
B2296 Удерживающая система — состояние датчика удара (неисправность цепи датчика силы удара спереди)
B2432 Обрыв цепи переключателя пряжки ремня безопасности водителя
B2433 Замыкание цепи переключателя пряжки ремня безопасности водителя на аккумулятор
B2434 Короткое замыкание цепи переключателя пряжки ремня безопасности водителя на массу
B2435 Сопротивление цепи переключателя пряжки ремня безопасности водителя вне допустимого диапазона
B2436 Обрыв цепи переключателя пряжки ремня безопасности пассажира
B2437 Замыкание цепи переключателя пряжки ремня безопасности пассажира на аккумулятор
B2438 Короткое замыкание цепи переключателя пряжки ремня безопасности пассажира на массу
B2439 Сопротивление цепи переключателя пряжки ремня безопасности пассажира вне допустимого диапазона
B2477 Ошибка конфигурации модуля
B2500 Контрольная лампа Неисправность
B2502 Неисправность контрольной лампы подушки безопасности пассажира Модуль подушки безопасности
B2867 ОБНАРУЖЕН ВСТАВЛЕНИЕ ПОЛОВИНЫ РАЗЪЕМА
B2BCD датчик подушки безопасности под капотом
C1414 Неверный идентификатор автомобиля (модуль не подходит для автомобиля.Это вышло из этой машины? Мы не меняем здесь конфигурацию, даже если бы захотели. Если не уверены, позвоните дилеру, сообщите ему VIN и получите номер детали, затем позвоните нам, возможно, у нас есть ремонт
C1516 Ошибка сигнала датчика скорости крена
C1805 (несоответствующий модуль PCM и / или ABS / TCS
C1946 Обрыв цепи переключателя положения направляющей сиденья
C1947 Короткое замыкание цепи переключателя положения направляющей сиденья на массу
C1948 Сопротивление цепи переключателя положения направляющей сиденья вне допустимого диапазона
C1982 Переключатель положения направляющей сиденья
U1135 Отсутствует или неверен сигнал выключателя зажигания

Hyundai Airbag Light Stay On | Руководство по поиску и устранению неисправностей

В этом руководстве мы рассмотрим световые индикаторы подушек безопасности на Hyundai, как выполнить сброс световых индикаторов подушек безопасности и общие причины, которые могут вызвать срабатывание световых индикаторов подушек безопасности Hyundai.

Что означает подсветка подушки безопасности Hyundai?

Распространенная проблема владельцев Hyundai — постоянно горящий свет подушки безопасности. Если индикатор подушки безопасности Hyundai горит во время движения, это означает, что возникла проблема с системой подушек безопасности или вышел из строя датчик. Подушки безопасности в вашем автомобиле могут не сработать в случае аварии.

При нормальной работе индикатор подушки безопасности в комбинации приборов загорится примерно на пять секунд, когда вы включите зажигание, а затем погаснет.

Система подушек безопасности выполняет быструю самопроверку всех датчиков и компонентов. Если проблем не обнаружено, индикатор подушки безопасности на вашем Hyundai должен погаснуть. Если есть какие-либо проблемы с любым из компонентов, индикатор остается включенным.

Перед тем, как приступить к поиску и устранению неисправностей индикатора подушки безопасности на вашем Hyundai, мы рекомендуем вам связаться с дилером Hyundai, чтобы проверить, находится ли ваш автомобиль на гарантии. Если ваш Hyundai все еще находится на гарантии, ваш дилер может отремонтировать ваш автомобиль бесплатно.

Как диагностировать и сбросить свет подушки безопасности Hyundai

  • Никогда не измеряйте сопротивление цепи компонента подушки безопасности, даже с помощью цифрового мультиметра. Если сопротивление цепи измеряется тестером, может произойти случайное раскрытие подушки безопасности, что может привести к серьезной травме.
  • При работе с системой подушек безопасности всегда сначала отсоединяйте отрицательную клемму аккумуляторной батареи и подождите не менее 10 минут перед началом работы.

В этом разделе мы покажем вам, как вы можете прочитать, стереть или очистить световой индикатор подушки безопасности Hyundai с помощью сканера подушек безопасности для Hyundai.Стандартные сканеры OBD2 не могут считывать коды неисправностей подушек безопасности.

Коды неисправностей системы подушек безопасности хранятся в модуле подушки безопасности (блок управления SRS) и предоставляют точную информацию о том, почему горит индикатор подушки безопасности.

  1. Найдите порт OBD-II под приборной панелью.
  2. Подключите сканер, который может считывать коды неисправностей подушек безопасности на Hyundai.

  3. Поверните зажигание в положение II. Все индикаторы приборной панели включаются, но не заводят ваш Hyundai.Индикатор подушки безопасности загорается и продолжает гореть.

  4. Выберите Hyundai, затем выберите модель (Elantra, Tucson, Accent, Santa Fe, Sonata, Genesis, Azera, Veloster, Equus и т. Д.).
  5. Выберите в меню подушку безопасности / SRS.
  6. Выберите Считать коды. Сканер свяжется с модулем управления подушками безопасности и получит коды неисправностей. Вы можете получить такой код, как B1620 — Внутренняя неисправность блока подушки безопасности.
  7. Если все коды находятся в состоянии «Сохранено», вернитесь на один уровень назад и выберите Очистить коды .Следуйте инструкциям на экране, чтобы удалить коды неисправностей подушек безопасности с блока управления Hyundai.

Обратите внимание, что некоторые коды нельзя стереть, если вы не устранили проблему, которая изначально приводила к срабатыванию индикатора подушки безопасности. Другими словами, если активен внутренний код неисправности или если регистрируется авария, вы не сможете выключить свет подушки безопасности, пока не устраните эти проблемы.

Чтобы прочитать и очистить индикатор подушки безопасности на вашем Hyundai, вам понадобится диагностический сканер OBD II, который может считывать коды подушек безопасности.Многие владельцы Hyundai пытаются выключить свет подушки безопасности с помощью стандартного считывателя кода OBD-II, но такие сканеры не могут сбросить свет подушки безопасности Hyundai.

Общие проблемы

Низкое напряжение батареи

Индикатор подушки безопасности мог загореться и остаться включенным после запуска Hyundai. Обычно это происходит из-за того, что автомобильный аккумулятор разряжен и не обеспечивает необходимое напряжение для правильной работы модуля подушки безопасности. Если напряжение аккумулятора упадет ниже 9 вольт, индикатор подушки безопасности Hyundai загорится и будет гореть, пока вы не очистите коды.

При сканировании модуля подушки безопасности вы получите код неисправности, который указывает на то, что блок управления подушек безопасности обнаружил пониженное напряжение. Обязательно замените старую батарею (или устраните проблемы с генератором). В противном случае сигнальная лампа подушки безопасности снова включится.

Пряжка ремня безопасности неисправна

В некоторых моделях Hyundai датчик пряжки ремня безопасности изнашивается и со временем срабатывает сигнальная лампа подушки безопасности. Это связано с тем, что микровыключатель внутри пряжки ремня безопасности со временем изнашивается и в конечном итоге перестает работать должным образом.Наименее затратный способ решить эту проблему — заменить пряжку ремня безопасности.

Датчик бокового удара

Датчик боковой подушки безопасности может быть виноват в некоторых случаях. Датчик устанавливается в средней стойке или дверной панели. Если датчик бокового удара вышел из строя, его необходимо будет заменить. Проверить сопротивление датчика бокового удара. Оно должно быть от 1,7 до 2,3 Ом. После замены датчика удалите коды неисправностей, как описано в этой статье.

Датчик бокового удара установлен на дверной панели.

Модуль подушки безопасности с высоким сопротивлением

Из-за поврежденного жгута проводов или поврежденной часовой пружины индикатор подушки безопасности может загореться с кодом высокого сопротивления.

Не используйте мультиметр для проверки компонентов подушки безопасности, поскольку мультиметр может раскрыть подушку безопасности, что приведет к травмам.

Датчик пассажирского сиденья / Датчик присутствия

Под нижней подушкой пассажирского сиденья вашего Hyundai вы найдете датчик веса.Hyundai называет эту систему классификации веса (WCS), и ее основная цель — определить, сидит ли на переднем пассажирском сиденье легкий человек или ребенок. Эти датчики со временем выходят из строя и часто включают световой индикатор подушки безопасности на приборной панели вашего Hyundai. Если код неисправности (также называемый диагностическим кодом неисправности -DTC) указывает на датчик веса на пассажирском сиденье, сначала проверьте провода под сиденьем. Электрический разъем датчика занятости сиденья часто отключается из-за частого движения сиденья.В некоторых случаях датчики веса необходимо заменить, чтобы решить эту конкретную проблему с освещением подушки безопасности Hyundai.

Все автомобили Hyundai, включая Accent, Sonata, Santa Fe, Elantra, Genesis, Azera, оснащены дополнительной системой сдерживания (SRS), которую в вашем автомобиле часто называют системой подушек безопасности . Система подушек безопасности состоит из множества компонентов, включая модуль управления SRS, втягивающие устройства, узел предварительного натяжения втягивающего устройства, датчики удара и удара и т. Д.

Дополнительная информация

Почему горит сигнальная лампа подушки безопасности Hyundai?

Модуль подушки безопасности постоянно контролирует все компоненты, составляющие систему подушек безопасности.Если модуль SRS обнаруживает отказ датчика или высокое сопротивление любого из датчиков при включенном питании автомобиля, система сохраняет код неисправности в блоке управления SRS. Как только модуль подушки безопасности обнаруживает неисправность, он предупреждает водителя, загорая сигнальную лампу SRS / Airbag на комбинации приборов. Так вы, водитель, узнаете, что проблема в вашей системе подушек безопасности. Эти коды можно получить и очистить с помощью сканера Hyundai GDS или расширенного сканера OBD2, как описано в этой статье.

Если индикатор подушки безопасности не загорается, проверьте предохранители под приборной панелью. В блоке предохранителей вы увидите предохранитель на 15 А, предназначенный для подушки безопасности или A / Bag. Осмотрите этот предохранитель и при необходимости замените.

Почему мигает индикатор подушки безопасности Hyundai?

Если индикатор подушки безопасности на вашем Hyundai мигает, это связано с тем, что модуль подушки безопасности (SRSCM — SRS Control module1) либо неисправен, не запрограммирован правильно, либо он был заменен, но не запрограммирован. При установке нового модуля подушки безопасности Hyundai необходимо выполнить вариантное кодирование.Вам нужно будет отнести свой Hyundai к дилеру или в специализированную автомастерскую, где будет выполнено кодирование вариантов на модуле подушки безопасности.

Показать коды неисправностей подушек безопасности,

При сканировании вашего Hyundai на наличие кодов неисправностей вы получите один из следующих кодов.

B1102 Напряжение аккумулятора низкое B1326 Драйвер датчика переднего удара FIS, короткое замыкание на массу B1327 FIS Драйвер датчика переднего удара, замыкание на аккумулятор B1328 FIS Неисправность драйвера датчика переднего удара B1101 Напряжение аккумулятора высокое B1329 Ошибка связи драйвера датчика переднего удара FIS B1333 Датчик переднего удара FIS — неисправность пассажира B1334 Ошибка связи переднего пассажира датчика удара FIS B1335 FIS Датчик переднего удара Неправильный идентификатор пассажира B1330 FIS Драйвер датчика переднего удара Неправильный идентификатор B1331 Замыкание переднего пассажира датчика удара FIS на массу B1332 FIS Датчик переднего удара пассажира, замыкание на аккумуляторную батарею B1341 Датчики дистанционного столкновения Поперечная муфта B1346 Слишком высокое сопротивление подушки безопасности водителя (1-я ступень) B1347 Слишком низкое сопротивление подушки безопасности водителя (1-я ступень) B1348 Цепь сопротивления подушки безопасности водителя: короткое замыкание на массу (1-я ступень) B1349 Цепь сопротивления подушки безопасности водителя: короткое замыкание на аккумулятор (1-я ступень) B1352 Слишком высокое сопротивление подушки безопасности пассажира (1-я ступень) B1353 Сопротивление подушки безопасности пассажира слишком низкое (1-я ступень) B1354 Короткое замыкание цепи сопротивления подушки безопасности пассажира на массу (1-й этап) B1355 Короткое замыкание цепи сопротивления подушки безопасности пассажира на напряжение аккумулятора (1-й этап) B1361 Слишком высокое сопротивление переднего водителя преднатяжителя B1362 Слишком низкое сопротивление переднего водителя преднатяжителя B1363 Преднатяжитель переднего водителя — цепь сопротивления короткого замыкания на массу B1364 Преднатяжитель переднего водителя — цепь сопротивления короткого замыкания на аккумулятор B1367 Слишком высокое сопротивление натяжителя переднего пассажира B1368 Слишком низкое сопротивление переднего пассажира преднатяжителя B1369 Цепь сопротивления переднего пассажира предварительного натяжителя, короткое замыкание на массу B1370 Цепь сопротивления переднего пассажира предварительного натяжителя: короткое замыкание на аккумуляторную батарею B1378 Слишком высокое сопротивление боковой подушки безопасности переднего водителя B1379 Слишком низкое сопротивление боковой подушки безопасности переднего водителя B1380 Цепь сопротивления передней подушки безопасности водителя, короткое замыкание на массу B1381 Цепь сопротивления передней подушки безопасности водителя, короткое замыкание на аккумулятор B1382 Слишком высокое сопротивление боковой подушки безопасности переднего пассажира B1383 Слишком низкое сопротивление боковой подушки безопасности переднего пассажира B1384 Цепь сопротивления боковой подушки безопасности переднего пассажира: короткое замыкание на массу B1385 Цепь сопротивления боковой подушки безопасности переднего пассажира: короткое замыкание на напряжение аккумулятора B1395 Неисправность соединения петель зажигания B1400 Неисправность переднего водителя датчика бокового удара SIS B1401 SIS Датчик бокового удара переднего водителя: короткое замыкание на массу B1402 SIS Датчик бокового удара переднего водителя: короткое замыкание на батарею B1403 Датчик бокового удара SIS Дефект переднего пассажира B1404 SIS Датчик бокового удара переднего пассажира: короткое замыкание на массу B1405 SIS Датчик бокового удара переднего пассажира: короткое замыкание на батарею B1409 Ошибка связи переднего водителя датчика бокового удара SIS B1410 Ошибка связи переднего пассажира датчика бокового удара SIS B1414 Датчик бокового удара SIS, передний водитель, неверный идентификатор B1415 Датчик бокового удара переднего пассажира SIS Неправильный идентификатор B1473 Слишком высокое сопротивление переднего водителя надувной шторной подушки безопасности B1474 Слишком низкое сопротивление переднего водителя надувной шторной подушки безопасности B1475 Цепь сопротивления переднего водителя надувной шторной подушки безопасности: короткое замыкание на массу B1476 Цепь сопротивления переднего водителя надувной шторной подушки безопасности: короткое замыкание на напряжение аккумулятора B1477 Слишком высокое сопротивление надувной шторной подушки безопасности переднего пассажира B1478 Слишком низкое сопротивление надувной шторной подушки безопасности переднего пассажира B1479 Цепь сопротивления надувной шторной подушки безопасности переднего пассажира, короткое замыкание на массу B1480 Цепь сопротивления надувной шторной подушки безопасности переднего пассажира: короткое замыкание на напряжение аккумулятора B1481 Слишком высокое сопротивление подушки безопасности водителя (2-я ступень) B1482 Слишком низкое сопротивление подушки безопасности водителя (2-я ступень) B1483 Короткое замыкание цепи сопротивления подушки безопасности водителя на массу (2-я ступень) B1484 Короткое замыкание цепи сопротивления подушки безопасности водителя на напряжение аккумулятора (2-й этап) B1485 Слишком высокое сопротивление подушки безопасности пассажира (2-я ступень) B1486 Слишком низкое сопротивление подушки безопасности пассажира (2-я ступень) B1487 Короткое замыкание цепи сопротивления подушки безопасности пассажира на массу (2-я ступень) B1488 Короткое замыкание цепи сопротивления подушки безопасности пассажира на напряжение аккумулятора (2-я ступень) B1489 PODS (система обнаружения пассажиров) неисправность ЭБУ B1490 PODS (система обнаружения пассажиров) неисправность (мочевой пузырь) B1493 PODS (система обнаружения пассажиров) Ошибка связи B1494 PODS (система обнаружения пассажиров) Неверный идентификатор B1495 BTS (датчик натяжения ремня) неисправен B1496 PODS (система обнаружения пассажиров) не откалибрована B1511 Драйвер переключателя пряжки обрыв или короткое замыкание на батарею B1512 Пряжка переключателя, короткое замыкание или замыкание на массу B1513 Пряжка переключателя пассажира обрыв или короткое замыкание на аккумулятор B1514 Пряжка переключателя пассажира короткое замыкание на массу B1515 Дефект драйвера переключателя пряжки B1516 Пряжка переключателя неисправности пассажира B1517 Нестабильность драйвера переключателя пряжки B1518 пряжка переключателя нестабильности пассажира B1620 Внутренняя неисправность — замените SRSCM Сбой B1650 зарегистрирован только на 1-м этапе (фронтальная замена SRSCM) B1651 Авария зафиксирована в боковой подушке безопасности переднего водителя (заменить SRSCM) B1652 Авария зафиксирована в боковой подушке безопасности переднего пассажира (заменить SRSCM) B1657 Авария зафиксирована только в устройстве предварительного натяжения ремня B1658 Преднатяжитель ремня 6 раз срабатывание B1670 Crash записан на полной стадии (Frontal-Replace SRSCM) B1683 Превышение максимального кодового числа B1684 Конфигурация ACU отличается B1738 P-SIS front — Driver Wrong ID B1739 P-SIS Неисправность переднего водителя B1740 Замыкание переднего привода P-SIS на массу B1741 P-SIS Front-Driver Замыкание на аккумулятор B1742 Ошибка связи переднего водителя P-SIS B1744 P-SIS спереди — неправильный идентификатор пассажира B1745 P-SIS Дефект переднего пассажира B1746 Замыкание переднего пассажира P-SIS на массу B1747 P-SIS Замыкание переднего пассажира на аккумуляторную батарею B1748 Ошибка связи переднего пассажира P-SIS B1762 Ошибка кодирования ACU B2502 Неисправность контрольной лампы подушки безопасности пассажира B2500 Неисправность контрольной лампы

Компоненты и расположение подушки безопасности Hyundai.Преднатяжители, Показать

Подробности

Для просмотра схемы следующих компонентов и их расположения щелкните здесь и здесь. 2

  • Модуль подушки безопасности водителя (DAB) и часовая пружина
  • Модуль подушки безопасности пассажира (PAB)
  • Модуль боковой подушки безопасности (SAB)
    • На переднем сиденье. Внешняя сторона сиденья.
  • Модуль шторной подушки безопасности (CAB)
  • Дополнительная удерживающая система (SRS)
  • SRSCM (Модуль управления SRS) 3
    • Под центральной консолью.За выходом для сигарет.
  • Преднатяжитель ремня безопасности (BPT)
  • Устройство предварительного натяжения анкера (APT)
  • Датчик фронтального удара (FIS)
    • По фарам. Лево и право.
  • Датчик бокового удара под давлением (PSIS)
  • Датчик бокового удара (SIS)
    • На дверной панели или на средней стойке
  • Датчик положения направляющей сиденья (STPS)
  • Система классификации веса (WCS)
Сколько стоит починка лампы подушки безопасности на Hyundai?

Если вы позвоните своему дилеру Hyundai или в местную авторемонтную мастерскую, они попросят вас отвезти автомобиль для диагностики освещения подушки безопасности, стоимость которой может варьироваться от 80 до 130 долларов.Вы можете самостоятельно диагностировать свет подушки безопасности Hyundai, следуя инструкциям на этой странице.

Дилер проводит такую ​​же диагностику. Дилер подключит свой диагностический сканер к порту OBD-2 и считывает коды неисправностей с модуля подушки безопасности. После того, как они прочитают коды неисправностей, они лучше поймут, что не так с вашим Hyundai, и напишут вам расценки на то, сколько будет стоить ремонт лампы подушки безопасности на вашем Hyundai.

Это может быть что-то столь же простое, как нуждающийся в очистке индикатор подушки безопасности (который можно сбросить, если у вас правильный сканер), неисправная часовая пружина или проблема с датчиком веса пассажирского сиденья.Горит общий свет подушки безопасности Hyundai

Всегда считывайте коды неисправностей подушек безопасности, прежде чем начинать замену каких-либо компонентов системы подушек безопасности.

Сопротивление бросковой подушки безопасности

  • Beranda
  • Populer sekarang
  • Histori
  • Film & Animasi
  • Mobil & Otomotif
  • Musik
  • 9000raan 912 912 912 9000raan 912
  • Komedi
  • Hiburan
  • Cara & Gaya
  • Sains & Teknologi
  • Beranda