Устройство и работа термостата, как проверяется исправность
Многим водителям и людям, очень далеким от устройства двигателя внутреннего сгорания (ДВС), наверняка, знакома картина, ярко растиражированная кинорежиссерами, когда из-под капота автомобиля поднимаются густые клубы пара, а главный герой с задумчивым лицом всем своим видом изображает немую сцену — “приехали”. Виновником этого значимого события зачастую бывает незаметная, но очень важная деталь системы охлаждения – термостат.
Примерно так выглядят все автомобильные термостаты
Именно термостат должен автоматически перенаправлять потоки охлаждающей жидкости при разной температуре нагрева двигателя по так называемым контурам системы охлаждения: большому – через радиатор, и малому – минуя его. Если двигатель перегрелся, то термостат отправляет охлаждающую жидкость к радиатору по большому контуру. В радиаторе излишнее тепло отводится.
Если двигатель холодный, то термостат прогоняет охлаждающую жидкость по малому контуру, что позволяет двигателю быстрее нагреться. В холодное время года неправильно работающий термостат полностью парализует работу печки, и салон автомобиля обогреть невозможно. Термостат есть у большинства автомобильных двигателей, использующих жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, и его устройство принципиально ничем не отличается ни у русских, ни у европейских или японских автомобилей.
Принцип работы термостата
Основным узлом термостата является механический клапан: он приводится в действие довольно простым и точным механизмом. В герметичном корпусе находится термочувствительный искусственный воск, который при расплавлении увеличивается в объеме и сжимает резиновую камеру, выталкивающую металлический хромированный шток, который и приводит в действие клапаны. В этом и заключается принцип работы термостата.
Так работает термостат
При нарушении целостности данного механизма воск вытекает вследствие использования некачественного антифриза (тосола) или коррозии и увеличивается сила трения подвижного штока. Термостат начинает функционировать неправильно, постепенно и неумолимо превращая жизнь водителя в ад.
Устройство термостата
Термостат представляет собой клапан, иногда помещенный в корпус, регулирующий поток охлаждающей жидкости в двигателе вашего автомобиля. По конструктивным особенностям устройство термостатов бывает корпусным и бескорпусным.
Корпусный термостат с двумя выводами
1.Корпусный термостат
Как видно на рисунке, одним из видов термостатов является устройство, заключенное в корпус и, как правило, имеющее не менее двух выводов. Исключением являются устройства с корпусным устройством, которые образуют сложные 2-хуровневые контуры. Корпусы термостатов изготавливают из пластика, латуни или алюминия.
Два вывода, находящихся рядом, обычно называют «малым контуром». Он не дает охлаждающей жидкости поступать в радиатор, позволяя циркулировать внутри мотора и радиатора печки. Это делает возможным быстрый прогрев двигателя до нужной (рабочей) температуры – точки, при которой термостат открывается полностью. На автомобилях отечественного производства довольно часто встречается температура полного открытия термостата 80-85 градусов. Как правило, у корпусных термостатов ручная регулировка температуры открытия-закрытия невозможна, но в профессиональных автомастерских могут оказать такую услугу.
2.Бескорпусный термостат
А так выглядит бескорпусный термостат
Бескорпусный термостат устанавливается непосредственно в блоки двигателей, в специально предусмотренные для этого места. Этим он отличается от корпусного устройства. Цифровая маркировка, выбитая на термостате, означает температуру его полного открытия.
В последнее время для одной и той же марки авто выпускаются летние и зимние разновидности термостатов. В зимних вариантах открытие устройства происходит при более высоких температурах, позволяя мотору лучше прогреваться и работать в повышенном диапазоне температур. Смысл нововведения состоит в следующем: на старых авто печка и радиатор засорены, и более высокая температура двигателя в холодный период и более низкая – в летнее время позволят автомобилю «вписаться» в допустимые рамки теплоотдачи, а исправному автомобилю совершенно не нужна эта подмена с разными температурами.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Как проверить
Не снимая термостат с автомобиля, проверить его работу можно приблизительно условно. Исключения составляют случаи, когда он заклинил в полностью открытом или закрытом положении. В таком случае по температуре патрубков, времени прогрева и датчику температуры можно сделать вывод о возможной неисправности термостата.
В горячей воде термостат должен открыться
Можно проверить термостат и своими силами, сняв его с автомобиля. Для этого его или поливают кипятком, визуально наблюдая открытие, или греют в емкости с водой на электроплитке, контролируют температуру градусником и замеряют длину выдвижения штока. Оба эти метода дают весьма неточный результат, не позволяя отобразить петлю гистерезиса работы термостата и сравнить ее с образцовой, полученной в лаборатории завода-изготовителя.
Профессионально проверить термостат можно только в специализированных точках диагностирования, так как неправильная его работа бывает связана с другими неполадками двигателя, которые нужно уметь различать. Если у вас нет нареканий на работу двигателя, который зимой «удерживает» стрелку термометра в нормальной зоне, а летом не перегревается, то с вашим термостатом все в порядке. Точная диагностика работы прибора подразумевает участие опытного специалиста и специального оборудования.
Видео: Термостат- проверка и принцип работы.
Признаки неисправности прибора
Явными признаками неисправности термостата являются:
- долгий прогрев двигателя до рабочей температуры, а также быстрый его перегрев;
- стрелка температуры двигателя падает на скорости ниже обычного и подымается при остановке автомобиля;
- нижний патрубок теплый при нескольких минутах прогрева двигателя: это означает, что термостат все время открыт;
- термостат заклинил в закрытом положении, двигатель кипит, а нижний патрубок остается холодным даже при прогретом моторе
устройство, принцип работы и неисправности

Содержание страницы
Термостат – неотъемлемая часть системы охлаждения автомобиля. Он выполняет две функции: помогает двигателю быстрее прогреваться до оптимальной температуры, а также предотвращает его перегрев. Поговорим более подробно, какое устройство имеет термостат, для чего он нужен, как работает, каких типов бывает и какие неисправности могут возникнуть в этом узле.
Что такое автомобильный термостат
Прибор расположен между автодвигателем и радиатором. Если дать устройству простое определение, это пробка с автоматическим запором, которая открывает или закрывает доступ охлаждающей жидкости к цилиндрам. Это происходит потому, что узел реагирует на температуру. Когда она повышается, он открывается и жидкость начинает циркулировать более интенсивно. Когда цилиндры слишком холодные, ее движение временно прекращается и позволяет им нагреться до необходимой температуры. В конечно счете, прибор позволяет водителю не убедиться на личном опыте, каковы последствия езды с перегревшимся двигателем.
Термостат применяют не только в системе охлаждения двигателя. Контролировать температуру необходимо и в других узлах транспортного средства. Например, прибор устанавливают в системы охлаждения АКПП.
Таким образом, термостат – это терморегулятор, который играет важную роль: отвечает за температуру цилиндров двигателя машины, тем самым напрямую влияет на его работу и делает ее более эффективной.
автомобильный термостат
Принцип работы и устройство автомобильного термостата
Двухклапанный механический термостат состоит из следующих элементов.
- 2 патрубка на вход (один отвечает за большой, второй за малый круг). Через них в устройство поступает охлаждающая жидкость из радиатора.
- 1 патрубок на выход. Он ведет к цилиндрам.
- Термочувствительный элемент. Представляет собой деталь, которая реагирует на повышение и понижение температуры;
- Клапаны (основной и малого круга). В зависимости от состояния термочувствительного элемента закрывают или открывают путь из радиатора к цилиндрам для охлаждающей жидкости.
- Корпус. Металлическая полость, внутри которой находятся все элементы устройства (за исключением патрубков, которые фактически являются его продолжением).
Лучше понять конструкцию прибора можно, взглянув на картинку, изображающую его в разрезе.
Как работает термостат в автомобиле: функции, принцип действия
Автоликбез15 декабря 2019
Водителю, самостоятельно обслуживающему силовой агрегат машины, необходимо иметь представление о работе термостата в автомобиле. Распределительный элемент, установленный в моторном отсеке, обеспечивает распределение потоков антифриза и поддерживает степень нагрева двигателя. При заклинивании клапана мотор работает в аварийном режиме, что приводит к поломкам или увеличенному расходу топлива.
Функции в системе кондиционирования
Жидкостная система охлаждения (или кондиционирования) состоит из рубашки, расположенной в блоке цилиндров и головке блока, помпы, радиатора и соединительных патрубков. Часть жидкости подается в отдельный теплообменник для отопления салона. Интенсивность нагрева воздуха регулируется краном (например, на классических легковых машинах ВАЗ) или отдельной заслонкой в воздушном канале.
Термостат предназначен для распределения потоков хладагента между рубашкой и радиатором, обеспечения рабочей температуры двигателя и прогрева салона.
Разновидности термостатов
В силовых установках автомобилей используется несколько типов термостатов:
- С 2 клапанами, что обеспечивает управление потоками хладагента, идущими к радиатору и по малому кругу охлаждения (через рубашку силового агрегата и блок отопления салона).
- С 1 подвижным элементом, корректирующим подачу жидкости к радиатору.
- С 1 клапаном и двухступенчатым открытием. При прогреве мотора открывается протока малого диаметра, затем антифриз подается в теплообменник через отверстие увеличенного сечения.
- Электронный термостат, оснащенный датчиком, измеряющим температуру антифриза. Блок управления фиксирует положение заслонки при помощи шагового электродви
Термостат системы охлаждения двигателя.
Приборы и механизмы жидкостной системы охлаждения
Термостат
Назначение и особенности конструкции термостатов
Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру жидкости в системе охлаждения и позволяет быстро прогреть холодный двигатель после запуска.
По конструкции термостаты бывают жидкостные (сильфонные) и с твердым наполнителем, а также одноклапанные, двухклапанные и двухступенчатые.
Кроме того, термостаты бывают с электронным управлением посредством следящего термодатчика и бортового компьютера, при этом конструктивное исполнение механической части таких термостатов может быть различной.
Чаще всего термостат устанавливается на пути движения охлаждающей жидкости — либо перед верхним патрубком рубашки охлаждения двигателя, либо перед жидкостным насосом (помпой).
Одноклапанные термостаты полностью ограничивают поток жидкости, а двухклапанные могут распределять поток жидкости между большим кругом (циркуляция через радиатор) и малым кругом (циркуляция только внутри рубашки охлаждения).
Устройство и работа сильфонного термостата
Жидкостный (сильфонный) термостат (рис. 1, а) состоит из корпуса 7 с окнами, гофрированного баллона 2, заполненного легкоиспаряющейся жидкостью, в качестве которой обычно используется смесь 2/3 дистиллированной воды и 1/3 этилового спирта, а также клапана 5.
К верхней части баллона припаян шток 3 с клапаном, нижняя часть баллона жестко соединена с кронштейном 8 корпуса термостата. Шток может перемещаться в направляющей корпуса, открывая и закрывая при этом клапан.
Если жидкость в сильфоне холодная, испарение этилового спирта не происходит, и избыточное давление в баллоне отсутствует. Клапан, пропускающий охлаждающую жидкость к радиатору при этом закрыт.
По мере прогрева охлаждающей жидкости нагревается и баллон со смесью воды и спирта, при этом спирт начинает интенсивно испаряться, поднимая давление в баллоне. Сильфон начинает расширяться в длину, воздействует на шток и открывает клапан, после чего жидкость начинает циркулировать по большому кругу через радиатор.
Клапан начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 70…80 ˚С, и полностью открывается при температуре 85…95 ˚С.
Устройство и работа термостата с твердым наполнителем
Сильфон (баллон) жидкостного термостата является его слабым элементом – на тонкой гофрированной оболочке часто возникают микротрещины, приводящие к его разгерметизации и отказу. По этой причине на современных автомобилях чаще применяются твердотельные термостаты, основным рабочим элементом которых являются цилиндрические капсулы, заполненные твердым наполнителем, в качестве которого обычно используется кристаллический (гранулированный) нефтяной воск (церезин) в смеси с медными, графитовыми, алюминиевыми опилками или пудрой. Это вещество способно значительно расширяться при нагревании, когда переходит из твердого состояния в жидкое. Капсула с термочувствительным веществом закрыта резиновой мембраной-буфером, соединенной со штоком, управляющим клапаном термостата.
Когда воск плавится или подобное термочувствительное вещество начинает плавиться, из капсулы выдавливается шток, открывая клапан термостата, и пропуская охлаждающую жидкость к радиатору. При охлаждении двигателя, например, после его остановки, воск возвращается в твердое агрегатное состояние, уменьшаясь в объеме. При этом шток, управляющий клапаном термостата, возвращается в исходное положение, перекрывая большой круг системы охлаждения.
Работа термостата с твердым наполнителем представлена на рис. 1, б. К корпусу 7 термостата пружиной 13 постоянно прижимается клапан 5, шарнирно соединенный со штоком 3. Шток опирается на резиновую мембрану 11, которая зажата баллоном 9 и направляющей втулкой. Пока двигатель не прогрет, наполнитель (церезин) находится в твердом состоянии и клапан термостата закрыт. При достижении температуры охлаждающей жидкости 70 ˚С церезин плавится и объем его увеличивается. При этом он нажимает на мембрану, она прогибается вверх и давит на буфер 13 на шток, который поворачивает клапан 5, вследствие чего охлаждающая жидкость поступает в радиатор.
При снижении температуры охлаждающей жидкости объем церезина уменьшается и клапан термостата под действием возвратной пружины закрывается.
Общим недостатком термостатов с термочувствительными наполнителями является прерывание циркуляции жидкости через радиатор при низкой температуре окружающей среды (например, зимой), когда двигатель еще не прогрет.
В случае заполнения системы охлаждения водой это может привести к ее замерзанию в нижнем бачке или трубках сердцевины радиатора, и вывести его из строя. Замерзание воды может произойти и в нижнем резиновом патрубке – он становится твердым на ощупь. Двигатель при этом может быстро перегреться, поскольку циркуляция воды по малому кругу не обеспечивает надлежащее охлаждение деталей.
Поэтому в системах охлаждения двигателей с термостатами в зимнее время года желательно использовать низкозамерзающие жидкости или утеплять радиатор. Если же вода, все-таки, замерзла в системе, автомобиль необходимо срочно поместить в теплый гараж или проливать замерзшие участки системы охлаждения кипятком.
Электронный термостат
Наиболее современным видом этого устройства, является термостат с электронным управлением. С помощью электронной системы управления обеспечивается наиболее оптимальный процесс охлаждения двигателя, при этом конструкция может работать как в автоматическом, так и в ручном режиме.
Термостаты с электронным управлением устанавливаются на современных легковых автомобилях оборудованных бортовым компьютером, работающим под управлением программы, следящей, в том числе, и за термостатом.
На некоторых двигателях, могут устанавливаться два термостата. Такая конструкция часто применяется в двигателях, оснащенных двойной системой охлаждения, при этом один из термостатов следит за подогревом термочувствительного элемента, другой осуществляет слежение за температурой охлаждающей жидкости.
***
Термостат — очень важная деталь системы охлаждения, и его неисправность может привести к отказу двигателя из-за перегрева. В случае если термостат по каким-либо причинам вышел из строя при закрытом положении клапана, охлаждающая жидкость не попадает в радиатор и циркулирует по малому кругу, нагреваясь все сильнее.
Поломка термостата при открытом положении клапана менее опасна – она может привести лишь к недостаточному прогреву двигателя во время работы.
Наиболее частой причиной отказа термостата является коррозия его деталей, приводящая к их заклиниванию.
Электронный термостат чаще всего ломается из-за неправильной работы двигателя и при слишком частых запусках и остановках.
***
Предпусковой подогрев двигателя
Главная страница
Дистанционное образование
Специальности
Учебные дисциплины
Олимпиады и тесты
Лучший термостат для теплого пола
Прямая интеграция в Home Assistant и HomeKit без облаков.
Еще до того, как всех нас посадили по домам, я решил заказать термостат от Tuya — BHT-002 Moes / BHT-6000. Наверное, это самый известный термостат для теплого пола на Aliexpress.
Увидел несколько положительных отзывов о том, что все прекрасно интегрируется в Home Assistant и вообще это Tuya — все дела. Оказалось всё не так радужно…


Сразу обращу внимание, что у производителя есть несколько версий — нас интересует та, которая контролирует теплый пол и имеет Wi-Fi на борту — BHT-002-GBLW.
Подключение
На самом деле сам по себе термостат замечательно устанавливается на место старого и интуитивно подключается к электричеству и датчику температуры пола (китайцы кстати пишут, что в комплекте нет — но у меня был).


После чего мы следуем стандартным инструкциям подключения термостата — с помощью приложения TuyaSmart находим (с трудом — потому что выбор устройств внутри приложения достаточно немаленький) термостат и подключаем термостат к Wi-Fi (для этого необходимо держать кнопку уменьшения температуры (праваяняя) ) в выключенном состоянии в течение 8-10 секунд, пока термостат не заморгает).


Термостат появляется в приложении и вы уже можете его контролировать по Wi-Fi — ничего нового.
Сразу отмечу, что у термостата из коробки есть странная особенность — температура, которую вы задаете, будет пытаться поддерживать температуру воздуха, а не пола. Что странно. В моем случае термостат находится в другой комнате (как бы на входе в санузел). Да и вообще зачем мне контролировать температуру воздуха нагревом пола? Благо этот вопрос в итоге был решен по ходу дела.
Дальше начинается интересное.
Интеграция в умный дом
А вот этот процесс оказался не так дружелюбен, как бы мог показаться — спойлер: у этой истории очень даже счастливый конец.
Путь первый — удручающий.
Если вы захотите интегрировать его в Home Assistant стандартными средствами, вы сможете использовать встроенную интеграцию Tuya:
tuya: имя пользователя: [email protected] пароль: 222 country_code: RU
После чего термостат сразу же появится среди ваших устройств, но вы получите несколько НО:
- я так и не научился нормально управлять / выключением — т.е. кнопка включения внутри HA просто управляет включением / выключением подсветки, а не работы термостата — БРАВО.
- отображаемая температура задваивается (вместо 25 градусов вы будете получать температуру с 25 на 26, то вам нужно будет спускаться с 50 градусов до 26)
- вы опять же будете управлять температурой воздуха О_о
- управление происходит через облако — мне лично тут как-то все равно, но на вкус и цвет
- причем по всем этим вопросам уже давно люди общаются на форумах, а воз и ныне там.
Путь второй — безуспешный.
С первым случаем разобрались. Также на просторах интернета можно натолкнуться на способ локального управления с помощью кастомного компонента localtuya (подробнее почитать тут), который построен на базе tuyaAPI.
В данном случае меня ждал двойной провал. Суть данного решения в том, что мы должны перехватить учетные данные для управления термостатом локально и используя библиотеку localtuya управлять им без обращения к облаку.
Первый провал меня ждал тогда, когда я все-таки смог пройти не очень простые инструкции, получить эти учетные данные, но даже сам компонент не захотел запускаться в Home Assistant с указанными включениями.
Второй провал меня ждал, когда через пару дней я решил снова получить токен и пройти путь заново, где в итоге меня ждала многократная ошибка невозможности спарить устройство по таймауту. Опять же в инструкции указаны все возможные варианты, как этого избежать, но увы.
В итоге по данному пути у меня не получилось запустить термостат в Home Assistant. Если вам лень читать дальше, то остановиться здесь и попробовать — все ссылки на инструкции выше даны.
Третий путь — извращенный, но успешный.
Я долго пытался избежать того, чтобы пойти по данному пути — потому что здесь предполагалось паять и ковыряться с перепрошивкой. Но в один прекрасный вечер я решил все-таки прочитать инструкцию до конца и обнаружил вариант перепрошивки по воздуху — о чудо!
В двух словах:
- данный путь заключается в полной перепрошивки устройства
- все происходит по воздуху без отключения термостата от сети
- вам понадобится лишь смартфон, ноутбук и Raspberry 3 (или выше)
- еще понадобится немного храбрости — все -таки это перепрошивка
По итогу вы получаете термостат:
- с полным интеграцией в Home Assistant
- без зависимости от облаков
- термостат будет работать по привычному MQTT
- вы будете управлять температурой пола, а не воздуха — о боги !
- вам будет доступно управление расписанием прямо из веб-инструкций интерфейса
- и вообще всё будет красиво автоматически пробрасываться в HomeKit (стандартным компонентом homekit 🙂
Опишу кратко основные шаги и нюансы:
- в первую очередь обращаемся к данной и спускаемся в самый низ — нам нужен способ №2 — Tuya-convert
- идем сюда и начинаем
- сначала скачиваем tuya-convert и устанавливаем его (на всякий случай советую установить под sudo)
# git clone https: // github .com / ct-Open-Source / tuya-convert # cd tuya-convert # sudo ./install_prereq.sh
- скачиваем прошивку: здесь момент — первоначальная прошивка разработчика Клаусахренберг предусматривает интеграцию термостата в Mozilla IoT, а не в Home Assistant — я узнал об этом уже после прошивки, поэтому сначала я установил прошивку Клауса, а потом «Накатил» на нее прямо с помощью веб-интерфейса прошивку для Home Assistant. У меня не было никаких проблем с этим, но здесь вы можете попробовать сразу начать прошивку под HA.
- в общем вам необходимо скачать файл прошивки (у Клауса он лежит прямо в корне репозитория WThermostat_1.08.bin, а у второго автора тут) и положить его внутрь папки Tuya-convert в файлы папки (там уже будут лежать пару стоковых прошивок) — tuya-convert / files — для этого как обычно воспользуйтесь возможностью чем-нибудь типа Filezilla или так:
# cd files # wget ссылка_на_прошивку (возьмите выше)
- теперь вытираем наши потные ручки и запускаем процесс прошивки (на самом деле автор утверждает, что в процессе можно легко откатиться на сток — поэтому не переживайте)
#./start_flash.sh
- после этого проходимся по процессу установки прошивки везде нажимая Y, пока не доходим до этого момента:
ВАЖНО 1. Подключите любое другое устройство (смартфон или что-то еще) к WIFI vtrust-flash Этот шаг ВАЖНЫЙ, иначе smartconfig может не работать! 2. Переведите IoT-устройство в режим autoconfig / smartconfig / сопряжения (светодиод будет быстро мигать). Обычно это делается путем нажатия и удерживания основной кнопки устройства. Убедитесь, что к вашему устройству IoT ничего не подключено, пока вы пытаетесь выполнить прошивку.3. Для продолжения нажмите ENTER.
- Здесь нам понадобится наш смартфон; здесь владельцы iPhone должны немного пострадать, потому что мы знаем, как iPhone не любит подключаться к Wi-Fi, в которой нет выхода в интернет — из-за чего тыкаясь туда-сюда, подключаясь, переподключаясь, я только с попытками 3-й смог добиться того, что данный процесс прошел успешно
- Вот так выглядит провал:
================================= ===================== Запуск процедуры сопряжения smart config Жду, пока устройство установит промежуточную прошивку Переведите устройство в режим конфигурации EZ (быстро мигает) Отправка SSID vtrust-flash Отправка пароля wifi Отправка токена 00000000 Отправка секрета 0101 ................ SmartConfig завершен. Повторная отправка пакетов SmartConfig ................. SmartConfig завершен. Повторная отправка пакетов SmartConfig ................. SmartConfig завершен. Повторная отправка пакетов SmartConfig .................. SmartConfig завершен. Повторная отправка пакетов SmartConfig ................. SmartConfig завершен. Повторная отправка пакетов SmartConfig ................. SmartConfig завершен. Повторная отправка пакетов SmartConfig ................. SmartConfig завершен. Повторная отправка пакетов SmartConfig ................ SmartConfig завершен. Повторная отправка пакетов SmartConfig ................. SmartConfig завершен. Повторная отправка пакетов SmartConfig ................. SmartConfig завершен. Повторная отправка пакетов SmartConfig ............ Устройство не появилось с промежуточной прошивкой Проверьте файлы * .log в папке скриптов. Хотите попробовать прошить другое устройство? [да / нет]
- Вот так выглядит успех:
================================== ==================== Запуск процедуры сопряжения smart config Жду, пока устройство установит промежуточную прошивку Переведите устройство в режим конфигурации EZ (быстро мигает) Отправка SSID vtrust-flash Отправка пароля wifi Отправка токена 00000000 Отправка секрета 0101 ................ SmartConfig завершен. Повторная отправка пакетов SmartConfig .................. / start_flash.sh: строка 129: 18885 Прервано ./smartconfig/main.py .................................................. ........................... IoT-устройство в сети с ip 10.42.42.42 Получение резервной копии прошивки % Всего% Получено% Xferd Средняя скорость Время Время Время Текущее Dload Загрузить Общее затраченное количество оставшихся 100 1024 тыс. 100 1024 тыс. 0 0 29814 0 0:00:35 0:00:35 -: -: - 28848 curl: Сохранено в имя файла 'firmware-d4664a.bin' ================================================== ==== Получение информации с IoT-устройства VTRUST-FLASH 1.5 (c) VTRUST GMBH https://www.vtrust.de/35c3/ ЧИТАТЬ ВСПЫШКУ: http://10.42.42.42/backup Чипид: 111111 MAC: 11: 11: 11: 11: 11: 11 Версия загрузки: 7 BootMode: нормальный FlashMode: 1M QIO @ 40 МГц FlashChipId: 1540c8 FlashChipRealSize: 2048K Активное пространство пользователя: user2 0x81000 ================================================== ==== Готовы прошить сторонние прошивки! Для вашего удобства в этот репозиторий уже включены следующие образы прошивок: Tasmota v8.1.0.2 (wifiman) ESPurna 1.13.5 (базовая) Вы также можете предоставить собственное изображение, поместив его в каталог / files. Убедитесь, что прошивка подходит для устройства и включает загрузчик. МАКСИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР 512 КБ Доступные Варианты: 0) вернуться на склад 1) flash espurna.мусорное ведро 2) прошить tasmota.bin 3) прошить WThermostat_1.08.bin q) выйти; ничего не делать Пожалуйста, выберите 0-3:
- После чего выбираем нашу прошивку (в данном случае под переключением 3)… 8 секунд ожидания и всё готово.
- Дальше у вас появится Wi-Fi сеть с названием термостата и вам будет проследовать простую инструкцию финальной конфигурации.


Дальше поговорим про Home Assistant:
- , если вы получили базовую прошивку, то теперь через веб-интерфейс вы можете перейти на вкладку «Обновить прошивку» и просто накатить поверх прошивку для Home Assistant — в общем все прошло гладко, но по я просто открыл страницу заново, а там была уже новая прошивка
- вам необходимо подключить ваш термостат к серверу MQTT во вкладке «Настроить сеть» — в моем случае нужно было просто заполнить IP на котором поднят Mosquitto (ИП малинки)
- а в Home Assistant добавить автообнаружение
mqtt: discovery: true


Если вы отправляете свое добро из Home Assistant в Homekit с помощью стандартного компонента, вы получите новое устройство с термостатом, в котором вы сможете полноценно контролировать температуру и даже переключаться между режимами.
Если вам понравилось, то просто купите его по нашей ссылочке — плюс вам в карму за это 🙂
Подписывайтесь на канал inHomeKit в Telegram и Яндекс.Дзен, чтобы у вас всегда было что почитать: новости мира умного дома, обзоры новых устройств, инструкции по подключению.
Приходите в наш чат в Telegram
Так же у нас отличные паблики ВКонтакте, Facebook, Instagram и Twitter.
.Термостат Aqara EigenStone S2
Подключение к Mihome через Mi Gateway 2Попал ко мне в руки термостат от Aqara под суббрендом EigenStone с моделью S2 (KTWKQ02ES). Вообще вся информация о нем покрыта тайной, и, чтобы хоть как-то разобраться, пришлось переводить прилагаем крупную инструкцию на китайском и искать информацию в интернете. Поэтому, если я вдруг что-то недоглядел или неверно — прошу мне об этом написать, исправлю.
Упаковка и внешний вид
Поставляется термостат в стандартной коробке Aqara с необходимым минимумом информации для идентификации устройства. Всего лишь изображение термостата EigenStone S2 на лицевой стороне упаковки и техническая информация на обратной стороне.
Заявленные характеристики: размеры 86х86х39мм , работает по протоколу Zigbee , и может управлять нагрузкой не более 2А с максимальным напряжением 250В .
Конструкция выполнена таким образом, что блок управления нагрузкой можно расположить отдельно от панели. Видимо, для удобства монтажа. При желании можно увеличить длину проводов, чтобы связать блок от панели намного дальше, чем это предусмотрено.
Размеры внешнего блока управления — 67х50мм , глубина 25мм.
Размера панели 86х86мм , глубина 9мм.
В нижней части панели управления имеется датчик температуры и отверстия для снятия крышки при текстже.
Схема подключения
Информации об этом термостате, как я уже говорил, очень мало и инструкция только на китайском.В паре с Google Translate, и то, что я нашел в просторах интернета, становятся понятны обозначения клемм блока управления:
Как написано на сайте aqara, «Термостат относится к серии фанкойлов центрального кондиционера, системы воздуховодов или системырева» пола.Термостат может регулировать , температуру в помещении и скорость воздуха, управляя пуском / остановкой, фанкойла в конце системы кондиционирования воздуха, а также электрическим клапаном, электрическим шарового крана, электрическим нагревателем или воздушным клапаном. »
Основное назначение у EigenStone S2, согласно описанию производителя — управление системами центрального кондиционирования и системой теплого пола.
Получается, управление в термостате релейное.Хоть обозначения и перевелись как Кран 1 и Кран 2, это по сути, Блок реле 1 и Блок реле 2 . Закрытое и Открытое положение не могут быть активны одновременно, только выключены. Например, когда активен один из режимов — обогрев или охлаждение. То же самое и с реле, управляющими вентилятором — активно может быть только одно из трех.
Подключение к MiHome
Для добавления к MiHome я использовал шлюз Mijia Gateway 2 .
Шлюза от Aqara у меня нет, он еще в пути.
Переходим в приложение в шлюз, жмем + и выбираем «Термостат S2».
Нам предъявить термостат в режим сопряжения. Для этого жмем кнопку «Mode» (это кнопка со снежинкой ) 5 секунд, пока на экране термостата не появится «- -»
Приложение сообщит нам, что устройство сопряжено. Можно включить / выключить термостат, задать режим работы — обогрев или охлаждение, и установить скорость вентилятора.
Каких-либо настроек я не нашел. Также не нашел в приложении , как посмотреть температуру со встроенного в термостат датчика.
При простое EigenStone S2 в выключенном состоянии на экране моргает текущая температура, согласно встроенному датчику.
Экран загорается на несколько секунд только при нажатии кнопок.
Во включенном состоянии на экране постоянно отображается текущая температура.
В PL можно попасть, зажав около трех секунд кнопку питания. Если продолжать жать кнопку, откроется другое меню настроек PP . В этих настройках я не разбирался.
Углы обзора у экрана не очень большие. Лучше всего видно символы, если смотреть на него чуть сверху.
Подключение к zigbee2mqtt
Для zigbee2mqtt у EigenStone S2 уже есть открытая ветка на странице проекта. Официальной поддержки нет. Если перевести zigbee2mqtt в режим сопряжения, то в логах мы увидим следующее:
zigbee2mqtt: info 2020-07-10 08:22:13: Подключено устройство '0x00158d00044abf3e' zigbee2mqtt: info 2020-07-10 08:22:13: Начало интервью '0x00158d00044abf3e' zigbee2mqtt: info 2020-07-10 08:22:13: MQTT publish: topic 'zigbee2mqtt / bridge / log', payload '{"type": "device_connected", "message": {"friendly_name": "0x00158d00044abf3e"} } ' zigbee2mqtt: info 2020-07-10 08:22:13: MQTT publish: topic 'zigbee2mqtt / bridge / log', payload '{"type": "pairing", "message": "interval_started", "meta": { "friendly_name": "0x00158d00044abf3e"}} ' zigbee2mqtt: info 2020-07-10 08:22:13: MQTT publish: topic 'zigbee2mqtt / bridge / log', payload '{"type": "device_announced", "message": "анонс", "meta": { "friendly_name": "0x00158d00044abf3e"}} ' zigbee2mqtt: warn 2020-07-10 08:22:14: Получено сообщение от неподдерживаемого устройства с моделью Zigbee lumi.airrtc.tcpecn02 'Распознается EigenStone S2 KTWKQ02ES как lumi.airrtc.tcpecn02.
При попытке добавить устройство в список поддерживаемых через этот способ:
kvvhost.ru/2019/07/20/zigbee2mqtt-add-new-device-hassio/
в логе выходят сообщения вида:
zigbee2mqtt: debug 2020 -07-10 09:50:21: Получено сообщение Zigbee от '0x00158d00044abf3e', тип 'attributeReport', кластер 'genBasic', данные '{"61440": 64971776}' от конечной точки 1 с groupID 0 zigbee2mqtt: debug 2020-07-10 09:51:23: Нет конвертера для lumi.airrtc.tcpecn02 'с кластером' genBasic 'и типом' attributeReport 'и данными' {"65281": {"3": 38, "5": 13, "7": "0x0000000000000000", "8": 12574, " 9 »: 256,« 100 »: 268442473,« 105 »: 0,« 106 »: 0,« 108 »: 3,« 110 »: 65534,« 111 »: 0,« 155 »: 0}} 'Так что если кто-то решит заморочиться с добавлением EigenStone S2 в проекте zigbee2mqtt — я готов помочь в экспериментах. Пишите, не стесняйтесь.
Разборка
Начнем с панели. Разбираем через упомянутые мной отверстия. Плата, как обычно, из черного текстолита.Есть немного несмытого флюса на контактах экрана.
За Zigbee, по всей видимости отвечает модуль с металлической экранирующей крышкой. Из информации на нем только наклейка с qr кодом.
Под наклейкой оказалась маркировка модуля. Никакой информации о нем я не нашел.
За все остальное, как я думаю, отвечает mcu с маркировкой STM32L152
Далее откручиваем четыре винта, держащие плату в корпусе.
Справа, рядом с кнопками, есть свободное место под какой-то модуль. Судя по красному полупрозрачному пластику на корпусе панели в этом месте, предположу, что под ИК приемник. Но других моделей этого термостата я не видел, поэтому не могу утверждать точно.
Теперь разберем блок управления. Поддеваем отверткой пластик в отверстие для кабеля, и он легко выйдет из защелок.
Плата ничем не прикручена к корпусу, чтобы вытащить нужно аккуратно поддеть ее отверткой.
На плате 5 реле. Два OMRON G5Q-14 на 10А и три OMRON G5NB-1A-E на 5А.
Заключение
Термостат получился интересный, но отсутствие нормальной информации портит о нем впечатление. Каким-то образом можно привязать к термостату внешние zigbee датчики. В инструкции были изображены выключатель и датчик открытия двери.В Mihome управляется, в HomeKit пробрасывается через Aqara шлюз. Его бы белую подсветку с нормальным экраном, тогда бы вопросов к нему не было. А так — вполне себе приемлемый вариант для пользователей экосистемы Xiaomi. И если учесть отсутствие других термостатов, то единственный, не считая модели S1.Желающие его приобрести могут купить термостат EigenStone S2 со скидкой . Для этого нужно оформить заказ и не оплачивать. Пишите продавцу, что пришли от kvvhost, и он снизит цену.
.электрическая термоголовка, Mi Home, Home Assistant, термостат / Умный дом / iXBT Live
Здравствуйте друзья
В этом обзоре мы поговорим об автоматизации управления отоплением в доме и я расскажу про свой собственный кейс, реализованный на электрических термоголовках Danfoss, управляемых розетках и датчиках температуры. Описанный принцип можно применить и для регуляторов теплого пола, электрических радиаторов и даже кондиционеров.
- Термоголовка из обзора Danfoss TWA-A NC 230B — розетка UA — цена на момент публикации 536 грн
- Термоголовки на Aliexpress (пример — вариантов много)
Термоголовка
В своей реализации я использовал электрическую термоголовку Danfoss TWA-А — для клапанов RA под напряжение 230 В.
Вариант — NC — нормально закрытый, это значит то для открытия клапана, на термоголовку надо подать напряжение.
Вариантов набора множества, нужно подобрать свой, в остальном принципе работы — идентичен.
Устройство внешне очень похоже на обычную, механическую термоголовку, только с питающим проводом.
Нормально закрытая головка из коробки в принудительно открытом состоянии, в которой ее поддерживает пластиковая скоба.
Крепится эта термоголовка при помощи стопорного винта.Внутри нее скрывается механизм, который нажимает на клапан перекрывая его, при включении питания он отводится и открывает его.
Установка
Полностью процесс установки можно посмотреть в видеоверсии обзор (ссылка в конце текста)
У меня на батареях стояли обычные механические они терморегуляторы, снимаются легко, без инструментов
Вместо него ставится электрический регулятор, до упора и фиксируется при помощи стопора.
Только после этого снимается пластиковая скоба — клапан перекрывается
В момент установки температуры поверхности батареи было почти 48 градусов. После снятия скобы и перекрытия клапана она стала падать, и через час составляла 23 градуса.
Включаем клапан в розетку, в момент включения потребления составило почти 20 Ватт, почти сразу упало вдвое, и потом плавно уменьшилось, к полному открытию, которое заняло почти 5 минут, до 3 Ватт.
Подробнее — можно посмотреть в видеоверсии обзор
В течение 15 минут — температура поверхности батареилась до 49 градусов
Mihome
Управлять этим можно, например, в Mihome — используя различные связки, например, датчик Zigbee и розетки, или wi-fi удлинители или розетки, а температуру брать можно и с увлажнителя и с очистителя. Скажем при снижении температуры менее 21 градуса
И аналогичный сценарий — на выключении при достижении комфортной температуры, самым поддерживая ее в желаемых пределах.
Можно использовать связки какого-то из вариантов датчиков Bluetooth, при использовании новой Wi-Fi розетки с BLE-шлюзом — они могут просто работать в паре друг с другом. Кстати вместо розетки и удлинителя можно использовать и проводной выключатель
Можно предусмотреть включение и выключение по заданным дням и времени, и сделать ручной сценарий для принудительного включения.
Home Assistant
Моя конфигурация Home Assistant на github
Новая серия моих уроков по Home Assistant на Youtube
Для тех кто уже наигрался с Mihome — рассмотрим штатный компонент Home Assistant — термостат.Для него нужно создать, если еще нет, раздел климат. Как обычно я выношу его в отдельный файл.
В нем для каждой термоголовки создается отдельная сущность на платформе generic_thermostat. Следующей строкой — его имя в системе, давайте рассмотрим все его параметры
нагреватель — название розетки, которая будет управлять нашей термоголовкой
target_sensor — это название датчика температуры, по которому будет работать термостат
target_temp — целевая температура , в градусах С, та должна устанавливаться при запуске home assistant
away_temp — этот параметр включает для термостата отдельный режим работы — Не дома, и так же содержит температуру по умолчанию
min_temp, max_temp — это минимум и максимум на шкале термостата, пределы в которых можно управлять
ac_mode — это режим включает охлаждение, то есть при его активации.розетка нагревателя будет включаться при превышении температуры, а выключаться при понижении
cold_tolerance, hot_tolerance — допуск для включения и выключения, в градусах С. В данном примере — 0,5 градуса, это значит что включаться розетка будет при температуре ниже 20,5 С и выключаться при превышении 21,5 С — при температуре 21С.
min_cycle_duration — это минимальный интервал между отправками команд на розетку, может быть в секундах или минутах, с учетом времени открытия термоголовки. термостата, в этом примере — команды могут отправляться не чем раз в три минуты, это позволяет нивелировать влияние временных обрывов связи.
initial_hvac_mode — это состояние термостата после загрузки Home Assistant — может быть выключено, режим поддержания тепла heat или холода — cool
Для отображения термостата в интерфейсе lovelace существует специальная карта
Выглядит она так — по кругу ползунок для установки температуры , в центре большими цифрами — текущая температура, под ней — целевая температура, потом режим работы — Бездействие, когда розетка выключения или Обогрев когда включен, и предустановка — Дома или Не Дома.Внизу две иконки — Обогрев и выключено и название термостата
Например при заданной температуре в 24С и текущей в 23.8С — она попадает в параметры допуска и термостат не включается. А если повысить до 26С, тогда включается розетка которая открывает термоголовку.
Для каждого термостата может быть выставлен свой собственный режим, что позволяет гибко регулировать температуру в доме.
Слева пример скрипта который переводит термостат в режим Дома preset_mode: none . Справаскрипт переводит термостат в режим preset_mode: away — Не дома, второй сервис устанавливает целевую температуру в 19 градусов. Режимы Дома и Не дома — имеют свои целевые температуры и помнят изменения до момента перезагрузки сервера.
Это пример одной из моих автоматизаций, которая запускается каждые 5 минут или по смене состояния темплейт сенсора Режим системы.Если он включен — термостат переводится в режим Дома, выключен — Не дома.
Сенсор может использовать любые условия, в этом примере — нахождение кого-то дома, либо включенный режим выходного дня. Условий может быть сколько угодно
Сейчас у меня трудится четыре термостата, что позволяет автоматически поддерживать температуру на комфортном уровне, но и экономить на отоплении не грея воздух, когда никого нет дома.
Видеоверсия обзор
Спасибо за внимание
.