Главная / Разное / Расход масла на: С чем связан расход моторного масла? Экспертиза ЗР — журнал За рулем

Расход масла на: С чем связан расход моторного масла? Экспертиза ЗР — журнал За рулем

Содержание

С чем связан расход моторного масла? Экспертиза ЗР — журнал За рулем

Если новая машина активно «кушает» масло — это норма или аномалия? О том, как меняется расход моторного масла в процессе жизни автомобиля, рассказывают эксперты ЗР.

YAKU3861-HDR

Типичная ситуация: автовладелец с беспокойством смотрит на масляный щуп сияющего новизной моторчика. Машина пробежала лишь половину положенного до первого техобслуживания километража, а уже просит долить маслица. Инструкция по эксплуатации тоже бьет по мозгам: во многих из них говорится, что литр масла на тысячу пробега — нормальный расход. Это что же, 15 литров масла на 15 000 километров между заездами на сервис? Не жирно ли?

Материалы по теме

Вообще-то, расход моторного масла на угар — очень хитрый параметр. То, что дает увеличение ресурса и снижение потерь на трение, всегда тянет за собой в качестве платы увеличение расхода масла. Это касается и настройки рабочего процесса, и конструкции цилиндро-поршневой группы, и требований к моторному маслу.

Куда уходит масло в заведомо исправном моторе? Путей несколько. Главный — это угар в цилиндрах. Чтобы поршневые кольца работали и при этом не изнашивались, их необходимо смазывать. Поэтому при движении поршня от верхней мертвой точки первое поршневое кольцо оставляет на поверхности цилиндра остаточный масляный слой. Эта пленка толщиной 3–20 мкм попадает под удар теплового потока, формируемого горящим топливом. Естественно, она начинает греться и испаряться.

Нечто подобное мы наблюдаем на сковородке со сливочным маслом: вонища на всю кухню, а если сунуть горящую спичку, парящее масло может и пыхнуть. В цилиндре ситуация аналогичная.

На угар приходится до 70–80% общего объема потерь масла. Кроме того, небольшая часть масла выносится с картерными газами через вентиляцию картера, еще часть теряется при смазке клапанов. Сколько — зависит от состояния и конструкции маслоотражательных колпачков.

Еще одна существенная составляющая расхода — смазка подшипников турбокомпрессора, которым вскоре будут оборудованы, наверное, все современные моторы.

Иначе — при нынешних тенденциях к экологии и даунсайзингу — никак.

Материалы по теме

Возвращаемся к причине паники обладателя новой машины: мотор ест масло — нормально это или нет? Новый мотор всегда просит обкатки! Все детали — практически со станка, степень шероховатости рабочих поверхностей узлов трения достаточно большая. К примеру, начальные шероховатости колец и цилиндров составляют 2–3 мкм. А кольцо начинает правильно работать только тогда, когда толщина слоя, разделяющего поверхности кольца и цилиндра, будет больше утроенной суммарной высоты шероховатостей, а это для необкатанного двигателя более 10–15 мкм. Потому вначале потери на трение большие. По мотору это чувствуется — он явно «тупит». Но поверхности трения прирабатываются, шлифуются, чему способствует повышенная скорость износа, и к концу полной обкатки высота шероховатостей на поверхностях в зонах трения снижается практически на порядок — до 0,3–0,5 мкм. Таким образом, кольцо всплывает в «правильный» режим, сила трения уменьшается, скорость износа стабилизируется — мотор «едет».

А что происходит с угаром в процессе обкатки? На изначально микробугорчатой поверхности, в эдаких карманах, собирается масло, обреченное на угар (см. рисунок). А поскольку в новом моторе неровности большие, то и расход масла тоже немаленький. Кроме того, есть такой параметр — прилегаемость поршневого кольца, которая характеризует способность кольца «отслеживать» деформированную поверхность цилиндра. Проверяется она на просвет: в нагруженный блок вставляют кольца и подсвечивают цилиндр. Неплотное прилегание выдает себя светящимся серповидным зазором. Чем зазоров больше, тем выше пропуск газов из камеры сгорания в картер и пропуск масла в обратном направлении — из картера в камеру сгорания. Так вот, нормальная прилегаемость достигается только после определенной обкатки. А до того угар тоже будет большим.

177–2

Степень шероховатости деталей до и после обкатки — разница почти десятикратная: 1 — стенка цилиндра обкатки; 2 — слой масла; 3 — масляные карманы; 4 — поршневое кольцо; 5 — поршень; 6 — стенка цилиндра после обкатки.

Степень шероховатости деталей до и после обкатки — разница почти десятикратная: 1 — стенка цилиндра обкатки; 2 — слой масла; 3 — масляные карманы; 4 — поршневое кольцо; 5 — поршень; 6 — стенка цилиндра после обкатки.

Обкатка заканчивается, и шероховатость резко уменьшается, масляные карманы на поверхности цилиндров сходят на нет — угар снижается. Тому же способствует улучшение прилегаемости колец. Мотор выходит в режим, когда масла хватает от смены до смены и доливать его не требуется. Или почти хватает. Это — основной период жизни автомобиля.

Все хорошее когда-то заканчивается. Под конец своей жизни мотор вступает в стадию повышенного износа. Угар снова начинает расти, но причины уже другие. На поверхностях цилиндров образуются трещинки, царапины, микросколы, и они работают как те же масляные карманы. Изнашиваются кольца и поршни, растут зазоры. И, что самое страшное, тихо помирают маслосъемные кольца. Слабеет пружина расширителя, изнашиваются скребки. А если кольца залегают, то есть теряют радиальную подвижность, — вообще беда: расход масла начинает неуклонно приближаться к расходу топлива.

Сизый вонючий дым, долгие попытки пуска с утра, тряска на холостых…

Возвращаясь к исходной задаче, подведем итог: не волнуйтесь — новый мотор всегда «подъедает» масло. Но если после первого ТО расход масла останется высоким, то это уже повод для беспокойства. Имеет смысл поискать СТО, где используют визуальную диагностику состояния цилиндров с помощью эндоскопа.

Что касается сравнения века нынешнего с веком минувшим, то на современных моторах расход масла проявляется заметнее, поскольку они сильнее форсированы, а потому и тепловая нагрузка на масло выше. Да и даунсайзинг оказывает свое влияние: если снижение рабочего объема компенсируют турбокомпрессором, расход масла обязательно возрастет, поскольку и нагрузки выше, и сама турбина требует смазки. Но это — темы отдельного разговора.

Расход моторного масла: горим на работе

Если новая машина активно «кушает» масло — это норма или аномалия? О том, как меняется расход моторного масла в процессе жизни автомобиля, рассказывают эксперты ЗР.

Расход моторного масла: горим на работе

Нормы расхода масла в двигателе

Проблема расхода моторного масла волнует многих автолюбителей. Как известно, расход смазки является одним из важных показателей общего состояния двигателя. От одних автовладельцев можно услышать, что двигатель не берет масло, то есть уровень остается одинаковым или сохраняется в допустимых пределах от замены до замены.

Другие отмечают повышенный или большой расход масла в двигателе, что вызывает необходимость доливать смазочный материал. Сразу отметим, сами производители ДВС отдельно указывают нормы расхода масла в двигателе. Это значит, что силовой агрегат может расходовать смазку в определенных пределах, причем такой расход не является неисправностью.

Данное явление принято называть расходом масла на угар. Однако превышение нормы долива масла в двигатель вполне может указывать на возникновение проблем с ДВС, несоответствие смазочного материала допускам и рекомендациям производителя мотора и т. п.

В этой статье мы рассмотрим, какой «масляный аппетит» различных силовых агрегатов можно считать допустимым, а также какие факторы и особенности влияют на потребление смазки в ДВС.

Содержание статьи

Расход моторного масла в двигателе по норме

Итак, начнем с того, что все двигатели в большей или меньшей степени расходуют моторное масло. Это происходит с учетом особенностей конструкции ДВС, а именно по причине острой необходимости смазывать узлы и детали ЦПГ. Другими словами, основные потери смазочного материала происходят в результате того, что нужно подавать смазку на стенки цилиндров.

Данная область в двигателе является теплонагруженным участком. По этой причине происходит частичное выпаривание и сгорание смазки. Также часть масла не снимается со стенок цилиндров поршневыми кольцами, в результате чего оставшийся смазочный материал горит вместе с топливом в камере сгорания.

Как правило, в современных двигателях заявленный расход масла составляет, в среднем, от 0. 1 до 0.3% от общего расхода горючего, которое было затрачено для преодоления какого-либо отрезка пути. Получается, если машина прошла 100 км., а расход составляет 10литров топлива, тогда нормой будет также являться потребление, в среднем, 20 граммов масла.

Получается, расход смазки можно считать допустимым, если он не превышает отметки около 3 литров. на 10 тыс. пройденных километров. При этом также важно понимать, что показатель расхода будет сильно зависеть от типа двигателя, степени его форсирования и т.д.

Например, для многих бензиновых атмосферных ДВС нормой является отметка около 0.1 %. На бензиновых турбомоторах показатель расхода заметно выше. Что касается дизельного двигателя, заявленный расход смазки по норме будет больше любого бензинового аналога и составляет, в среднем, от 0.8 до 3 %. Указанные 3 % расходуют форсированные турбодизели с двумя турбинами и т.п.

Также можно отдельно упомянуть и роторные моторы, которые отличаются особой склонностью к расходу смазочной жидкости. Такие агрегаты (с учетом их полностью исправного состояния) расходуют около 1-1.2 литра масла на 1000 км. пробега. Для справки, в мануалах к разным двигателям указано, что нормой расхода масла на угар является 1 литр на 3 тыс. пройденных км, то есть около 3 литров на 10 тыс. км.

При этом производители также отмечают, что расход напрямую зависит как от технического состояния ДВС, так и от особенностей эксплуатации конкретного ТС (нагрузки на агрегат, скорость и т.д.)

От чего зависит расход масла в двигателе и как его уменьшить

Как уже было сказано выше, масло расходуется в любом двигателе, так как масляная пленка на деталях для защиты от сухого трения сгорает в камере вместе с топливным зарядом. Если добавить к этому естественный износ ДВС в процессе эксплуатации, тогда потребление смазки дополнительно увеличивается.

Однако становится вполне очевидно, что 3 литра масла на 10 тыс. км. для малолитражки с рядным атмосферником можно считать большим расходом, при этом для мощного агрегата с большим рабочим объемом это вполне допустимый показатель.

Практика показывает, что даже если двигатель начал «есть» масло выше нормы, экономически выгоднее просто доливать смазку, чем сразу делать капремонт мотора только из-за повышенного расхода.

Дело в том, что на многих СТО мастера предпочитают не диагностировать отдельную причину повышенного расхода масла, а сразу предлагают владельцу сделать капремонт. При этом важно учитывать, что не всегда в таком дорогом ремонте есть необходимость.

В различных ситуациях смазка может течь по внешней поверхности (вытекать наружу), а также проникать в другие системы. Например, если масло течет между коробкой и двигателем, виноват сальник коленвала, а под машиной может образоваться лужа.

Если же проблемной окажется прокладка ГБЦ, снаружи потеков может и не быть, двигатель будет сухой. При этом смазка будет попадать в охлаждающую жидкость, ОЖ помутнеет, масло в двигателе также начнет пениться, под крышкой маслозаливной горловины и на щупе появится эмульсия.

Однако и в такой ситуации с угаром можно попробовать бороться, прежде чем соглашаться на ремонт. Прежде всего, расход смазки зависит от режима эксплуатации мотора. Другими словами, езда на высоких оборотах приводит к повышению температуры и нагрузок, масло разжижается, хуже снимается кольцами со стенок цилиндров, угорает и т.д.

  • Также важно понимать, что смазочный материал может не подходить двигателю по определенным параметрам. Это значит, что нужно знать, какое масло выбрать для двигателя и какие особенности нужно учитывать.

Если мотор изношен, тогда параллельно нужно принимать в расчет и особенности подбора масла для двигателей с большим пробегом. В двух словах, материал со сниженной вязкостью формирует тонкую пленку, которую маслосъемные кольца не могут удалить со стенок. Если же смазка густая, тогда пленка очень толстая, при этом кольца не могут снять такой слой в полном объеме.

С учетом вышесказанного становится понятно, что нужно использовать наиболее подходящее масло как по допускам, так и по индексу высокотемпературной вязкости. Например, из списка рекомендуемых смазок в мануале нужно выбрать продукт с более высокой вязкостью по сравнению с тем, что залито в данный момент.

Также можно перейти с синтетики на полусинтетику, что также в ряде случаев позволяет уменьшить расход смазки. Главное, чтобы такая полусинтетика допускалась к использованию в конкретном ДВС и соответствовала рекомендациям завода-изготовителя мотора.

  • Маслосъемные колпачки (сальники клапанов, маслоотражающие колпачки) также являются элементом, проблемы с которым повышают масляный аппетит агрегата.
    При этом на многих ДВС замену колпачков можно выполнить без снятия ГБЦ, стоимость запчасти весьма незначительна. Расход смазки после замены в ряде случаев значительно уменьшается.

Основной причиной выхода из строя сальников клапанов является их пересыхание и затвердевание, так как элементы выполнены из резины. Также на сальники может оказывать влияние и неподходящее для мотора масло, агрессивно воздействующее на резину.

  • Износ поршневых колец часто по симптомам аналогичен их залеганию. Если в первом случае кольца нужно менять, то есть потребуется разборка и ремонт ДВС, то во втором можно провести раскоксовку поршневых колец.

Если просто, скопление нагара и кокса не позволяет кольцу двигаться в канавке, то есть кольца залегли. Снижение подвижности означает, что кольцо не выполняет свою функцию, масло плохо снимается со стенок и угорает в камере сгорания.

Для решения проблемы существуют промывки, которые заливаются в систему смазки. Также можно использовать промывочные масла. Радикальным способом является такой, когда в свечные колодцы заливается специальный состав для раскоксовки поршневых колец.

Каждое из решений имеет как свои плюсы, так и минусы, однако для изношенного двигателя во многих случаях удается снизить расход смазки и продлить жизнь мотора до капремонта.

  • Повышение давления в картере также становится причиной перерасхода смазочного материала. Простыми словами, высокое давление картерных газов заставляет масло оказываться там, где его быть не должно.

В результате смазка попадает в цилиндры через впуск, после чего сгорает в двигателе вместе с топливом. В подобной ситуации нужно диагностировать и чистить систему вентиляции картера.

  • Проблемы с турбокомпрессором также приводят к тому, что появляются утечки смазки в области нагнетателя, масло также проникает в цилиндры через впуск и т.д.
    Для решения необходима диагностика и ремонт турбины. В крайнем случае можно заменить турбокомпрессор, при этом расход смазочного материала также уменьшится.

Что в итоге

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что основным поводом для капремонта двигателя является наличие значительных дефектов и повреждений, а также большой износ деталей и выработка на стенках цилиндров (задиры, изменение геометрии и т.д.).

В этом случае устранить «жор» масла только раскоксовкой, заменой колец, маслосъемных колпачков или переходом на более вязкую смазку уже не получится. Обычно двигатели с такими повреждениями имеют низкую компрессию, плохо заводятся как на холодную, так и на горячую, значительно теряют мощность.

Во время работы агрегата могут присутствовать стуки и посторонние шумы. Как правило, после разборки и дефектовки блок нужно растачивать/гильзовать, выполнять шлифовку коленвала и т.д. Другими словами, необходим капитальный ремонт.

Если же двигатель изношен, но работает нормально, при этом расход масла выше нормы, тогда моментального увеличения расхода смазки ждать не стоит. Смазочный материал будет расходоваться все больше и больше, но прогрессировать эта проблема будет медленно.

Получается, долив нескольких литров смазки на каждые 10 тыс. км. позволит эксплуатировать такой мотор еще не один десяток тысяч километров без капремонта (если не возникнет других поломок). При этом по затратам смазку выгоднее доливать, чем ремонтировать мотор.

Дополнительно использование более вязкого масла, замена сальников клапанов и чистка системы вентиляции картера помогут снизить общий расход смазочного материала и затраты на содержание и обслуживание ДВС.

Читайте также

Что делать, если в дороге резко повысился расход моторного масла

В дальней дороге съехали на ровную обочину, выждали несколько минут, проверили уровень масла, а он гораздо ниже отметки «минимум». Что предпринять в такой ситуации?

Можно ли ехать с маслом ниже «минимума»

Вопреки распространенной фобии, даже если уровень масла на щупе значительно ниже отметки MIN, движок не заклинит. Дело в том, что масляный насос располагаются гораздо ниже щупа — в поддоне картера. Оттуда смазывающий материал поступает в масляный фильтр, а потом под давлением доставляется к трущимся элементам двигателя. Иными словами, масла в поддоне залито с запасом.

Это сделано для того, чтобы скомпенсировать возможный масляный дефицит, вызванный отливом смазки при резких маневрах автомобиля.

Соответственно, если вы обнаружили вдали от цивилизации, что моторного масла меньше, чем регламентировано, просто следуйте в ближайший автомагазин или на АЗС, избегая резких ускорений и маневров. Купите масло и долить его до нужного уровня. Есть правда одно «НО». Сначала убедитесь, что под машиной нет больших масляных пятен, свидетельствующих о крупных утечках и неисправностях. В противном случае масло уйдет гораздо быстрее, чем вы ожидаете.

Что делать, если загорелась лампочка давления масла

Совсем другая история, когда на «приборке» загорелся индикатор низкого давления масла — обычно это значок масленки с каплей у носика. Причин для такой индикации может быть несколько — от недостаточного количества моторного масла в картере до использования неподходящего масла, бракованного масляного фильтра, неисправности маслонасоса или датчика уровня масла.

Первым делом откатите автомобиль на обочину, выждите несколько минут, если двигатель работал, и опять-таки проверьте уровень масла. Если его значительно ниже минимума, имеет смысл, чтобы вас взяли на буксир и дотащили до ближайшей АЗС или автомагазина. Там вы дольете масло и проверите, не погаснет ли индикатор. В противном случае — выход один — транспортировать ваш автомобиль в ближайший сервис на эвакуаторе.

Какое масло доливать в мотор

Если вы точно знаете, какое масло залито в ваш мотор, — вы ответственный водитель, а если возите с собой маленькую или большую канистру для долива, — то ответственный вдвойне. В противном случае — звоните в ваш дилерский центр и уточняйте марку смазки или возможные аналоги. На крайний случай, можно долить масло, не вполне сочетающееся с формулой того, которое уже находится в вашем моторе.

По возможности смешивайте масла одинаковой вязкости. Также не понижайте уровень масла — в минеральное масло допускается доливать полусинтетику, в полусинтетику — синтетику желательно того же производителя, а вот наоборот делать не стоит. Однако все же при первой же возможности полностью замените масло в моторе на новое.

Причины повышенного расхода масла

Самая банальная причина «масложора» — активная езда на высоких оборотах и длительная работа мотора на минимальных оборотах холостого хода. Однако повышение расхода масла — это повод также для проверки вашего силового агрегата. К примеру, часто причиной большого расхода смазочного материала становятся износ маслоотражающих колпачков.

А эту проблему чаще всего провоцирует использование неподходящей смазки. Еще одна нередкая причина масляного выгорания — закоксовывание и залегание поршневых колец. Для решения данной проблемы необходимо заменить кольца и провести капитальный ремонт двигателя. Впрочем, некоторые эксперты рекомендуют для начала провести раскоксовку колец механическим или химическим способом — может сработать. Засоренная система охлаждения — еще одна возможная причина «масложора».

Ржавчина, накипь или осадок в водяной рубашке и радиаторе не позволяют системе охлаждения эффективно отводить тепло, что может в итоге вызвать деформацию трущихся элементов силового агрегата. Наконец, повышенный расход масла может вызвать неадекватная фильтрация воздуха. Забитый воздушный фильтр или негерметичность впускного тракта приводят к попаданию загрязнений в камеру сгорания, что влечет за собой износ цилиндропоршневой группы и, как следствие, «масложор».

Расход масла в двигателе: причины, последствия

Современные смазочные материалы созданы для полноценной защиты мотора. Они курсируют в двигателе, оберегают стенки цилиндров, создают на поверхности двигающихся элементов пленку, благодаря которой процессы коррозии или шлакообразования, а также износ замедляются. Отсутствие масла становится причиной катастрофы – силовой агрегат переклинивает, и спасти может только капитальный ремонт. Однако и повышенный расход смазки настораживает автовладельца.

Почему двигатель ест масло? Причин подобной ситуации множество, потому рекомендуется обращаться за диагностикой. Увеличение расхода – признак неполадок, которые желательно устранить прежде, чем они приведут к поломке.

Причина большого расхода масла в двигателе

Силовой агрегат потребляет смазочные материалы по-разному, и повышенный расход масла подсказывает, в чем может скрываться корень неполадок. Симптомы увеличения потребления смазки различны:

  • перерасход лишь немногим выше установленной нормы;
  • масло тратится в огромном количестве;
  • расход увеличивается на определенный объем;
  • иногда все нормально, иногда смазка резко кончается.

При малом количестве смазочного состава в системе на приборной панели мигает индикатор. Если время для смены состава еще не подошло, нужно обратить внимание и на другие подсказки в поведении автомобиля, чтобы точнее определить основную проблему.

К числу распространенных причин относятся:

  • пробои, трещины, нарушение целостности деталей. Проверяются сальники – со временем из-за естественного износа они пропускают смазку. Пробои также возникают при неаккуратном ремонте, а резиновые элементы изнашиваются быстрее при перегреве двигателя;
  • течь из крышки клапанов или заднего сальника и другие из-за срыва или некачественного крепления болтов или же износа элементов. Смазка поначалу уходит медленно, но постепенно скорость увеличивается. Затягивание болтов временно уменьшает расход, но со временем узел полностью меняют. Если обнаружена течь из прокладки ГБЦ, то предстоит ремонт, потребующий солидных вложений;
  • сильный износ силового агрегата и его компонентов. Смазочный материал угорает в цилиндрах, отчего в скором времени может понадобиться капитальный ремонт. Именно значительное возрастание расхода масла помогает вовремя распознать проблему;
  • попадание смазки в цилиндры, из-за чего стержни всасывающего клапана разрушаются. Двигатель работает с затруднениями, а смазка выходит через катализатор, отчего появляется характерный сизый и густой дым в выхлопе. Для решения меняются клапанные втулки и сальники;
  • еще одна причина – износ поршневых колец и цилиндров, а также прочих элементов мотора. Постоянное повышенное трение приводит к увеличению зазоров, так что требуется большее количество смазки для образования защитной пленки. Процесс продолжается, приводя к потере разжимной силы, а далее – к закоксовке колец. В итоге система выходит из строя.

Проблемы возникают с любой моделью автомобиля, застраховаться от них невозможно, главное – вовремя обратить на это внимание и взяться за устранение неполадок.

Неисправности цилиндро-поршневой группы

Увеличение технических зазоров вследствие износа провоцирует расход масла в двигателе увеличиваться. Смазочный состав не сгоняется кольцом, оставаясь на стенке цилиндра, а значит, попадает в камеру сгорания. Заметить подобное достаточно просто – выхлоп становится серым, двигатель коптит.

В редких случаях большой расход масла провоцируют выработавшие ресурс маслосъемные колпачки, утратившие эластичность и закоксовавшиеся. Замена проводится даже без снятия блока цилиндров.

Износ неправильная установка прокладок, сальников и манжет

Когда силовой агрегат «ест» масло, проверка прокладок и сальников – первое, чем должен заняться автовладелец. Обычно все элементы рассчитываются на полный срок службы ДВС, однако если под автомобилем обнаруживается пятно смазки, то повинны в этом именно уплотнительные компоненты.

Порча и растрескивание чаще всего происходит по вине колебаний температуры. Резкое охлаждение приводит к утрате эластичности, из-за чего и протекает масло. Наблюдаться такие проблемы могут у иномарок, которые плохо адаптированы к российским климатическим условиям.

Вышедший из строя элемент требуется заменить.

Неисправность клапана или каналов системы вентиляции картерных газов

Увеличенный расход масла в сочетании с серым дымом свидетельствует и о такой поломке как люфт клапана в посадочном месте, из-за чего сальниковое уплотнение изнашивается быстрее, а смазка попадает в камеру сгорания.

Корректная работа поршневых колец, а значит, и нормальный расход масла невозможна и без определенного давления картерных газов. За него отвечает перепускной клапан. Со временем он забивается масляными отложениями, отчего может заклинить. Это приводит к изменению давления, отчего поршневые кольца не удаляют до конца смазочный материал со стенок, а следовательно, наблюдается расход масла на угар.

Еще одна неприятность – не срабатывающий клапан приводит к выдавливанию сальников и деформированию прокладок, так как в системе возрастает давление.

Если же силовой агрегат исправен, сальники недавно менялись, но смазка исчезает, причем если ее уровень подходит к минимальным значениям и потребление не приходит к норме, то подобное поведение говорит о неполадках в системе вентиляции картера. Ситуация, когда отработанные газы не уходят на повторное дожигание, часто провоцируется применением смазочных материалов ненадлежащего качества.

Неисправности турбокомпрессора

Вырос расход масла в турбированном движке? Первой причиной становится износ вала турбины, для которого крайне важно охлаждение. Увеличение зазоров приводит к просачиванию смазки в турбинное и насосное колесо. Расход масла растет, потому что оно попадает в камеру сгорания и отражается на выхлопе соответствующим образом.

Только замена компонентов поможет привести расход масла к нормальным значениям.

Проблемы с ГБЦ и поршневыми кольцами

Деформация головки блока цилиндров, приводящая к возрастанию расхода масла, приводит к попаданию смазочного состава в камеру сгорания. Однако большей проблемой становится то, что в картер движка попадает антифриз. Уменьшается вязкость, что влияет не только на расход масла, но и на его защитные качества. Компоненты силового агрегата изнашиваются скорее.

Выявляется неисправность по большому количеству смазки на щупе в сочетании с высоким расходом масла и характерной задымленностью выхлопа. Проверку прокладки проводят после демонтажа. Дефекты обнаружатся сразу – пробой или прогар заметны визуально.

Использование масла, не соответствующего по вязкости

Низкое качество смазочного состава и неисправность масляных фильтров также приведут к ситуации, когда двигатель «жрет» масло. При этом водитель заметит, что автомобиль утратил мощность, а задымленность выхлопа также окажется значительной.

Когда выбрана смазка неподходящей вязкости, она не способна создать необходимую для защиты движущихся элементов движка пленку, а потому образуется нагар, а детали подвергаются повышенной нагрузке. Долив аналогичной смазки усугубляет проблему.

Если никаких иных видимых причин для перерасхода нет, требуется полностью очистить смазочную систему от неподходящего состава, а затем воспользоваться маслом, которое было рекомендовано производителем автомобиля.

Чем опасен повышенный расход масла

Силовой агрегат нельзя оставлять без смазочного состава, это спровоцирует неисправности большинства узлов, а именно:

  • коленный вал и вкладыши должны иметь масляную пленку, иначе возникает сухое трение. При работе на малых оборотах, подобная ситуация проводит к расплавлению наружного слоя вкладышей. Остатки привариваются к шейке вала, вызвав его заклинивание. Большие обороты приведут к расплавлению и падению обломков, отчего появляется характерный шум в движке. Последний заклинивает, если автовладелец не успеет его заглушить;
  • отсутствие смазки приводит к перегреву нижней головки шатуна, а следовательно – утрате прочности. Ломаются от этого и болты, и крепления. Обломки способны пробить блок цилиндров или поддон картера;
  • перегрев при недостаточном смазывании способствует разрушению стенок цилиндра, порче колец. Смазка оказывается в камере сгорания, что влияет на выхлоп.

Несвоевременная реакция на неполадки в смазочной системе и пренебрежение к рекомендациям по подбору масла с соответствующими характеристиками приводят к значительным затратам на ремонт и восстановление поврежденного силового агрегата.

Какой расход масла считается нормальным? | Обслуживание | Авто

В каждый мотор необходимо заливать предписанное количество масла. Обычно при плановом техническом обслуживании туда уходит 4-5 литров, в зависимости от объема силового агрегата. Однако в процессе эксплуатации при каждом измерении замечаешь, как уровень смазывающей жидкости падает. А потом даже зажигается желтая лампа на панели приборов, предупреждающая о необходимости срочного пополнения ее запасов. Некоторым водителям приходится доливать масло ежемесячно, в то время как другие пополняют его уровень дважды в год. Свидетельствует ли такой повышенный расход о неисправностях мотора?

Угар и выбросы

Современные двигатели стали потреблять масло заметно больше, чем старые карбюраторные моторы. За минувшие два десятилетия повысилась средняя степень сжатия, загруженность деталей увеличилась, добавились турбокомпрессоры, впрыск и прочие сложные узлы, требующие дополнительной смазки. По мере износа деталей расход масла растет, и его уровень заметно снижается. И чаще всего это происходит с турбированными агрегатами.

Дело в том, что газодинамические уплотнения даже у нового турбокомпрессора не герметичны. Масло неизбежно просачивается сквозь них и попадает в «улитку» турбины, а потом в рабочие камеры цилиндров. Оно большей частью сгорает вместе с парами бензина и выбрасывается в атмосферу. Чем сильнее загружен мотор, тем больше масла пропадает в компрессоре.

Расход заметно увеличивается, когда водитель раскручивает такой мотор свыше 3000 оборотов. Масло уходит еще по одной причине. Высокая степень сжатия и рост давления в цилиндрах вызывают кратковременные прорывы газов через поршневые кольца в зону картера. Затем они же вместе со смазкой в капельной взвеси пробиваются в камеры сгорания. В суммарном балансе потерь масла угар в цилиндрах составляет до 80%.

Нормативы расходы масла

На пике тяги турбина достигает порога в 20-30 тысяч оборотов и требует большого количества смазки. По этой причине у «лихачей», часто загружающих турбину, масло уходит заметно больше, чем у спокойных водителей. При активной езде производители турбированных двигателей рекомендуют доливать в картер по литру масла на тысячу километров пробега. А какие нормативы существуют для спокойной размеренной езды?

По нормативам производителей двигателей для самых распространенных 1,6-литровых бензиновых агрегатов нормальным считается расход масла в районе 0,5% от расхода бензина.

Тем самым, если годовой пробег машины составляет 15 000 км, после которых необходимо пройти плановое техническое обслуживание, то допустимой границей расхода масла на этот пробег будет 6 литров. Другими словами, в течение года водитель должен добавлять масло по пол-литра ежемесячно, что составляет примерно 0,4 л на 1000 км пробега.

Если доливать масло приходится больше — значит к перечисленным причинам добавляются иные. Скорее всего, нарушилась герметичность системы смазки и образовалась течь. Подтеки масла могут появляться на асфальте после продолжительных поездок.

Если лужицы под машиной нет, а масло уходит, то, скорее всего, протечка образовалась в самом моторе. На стенках цилиндров могут возникнуть задиры, через которые масло выбивается в камеры сгорания. Или сместились и «залегли» кольца на поршнях. Тогда цвет выхлопа приобретает зловещий сизый оттенок. В этом случае необходимо срочно отправляться в мастерскую на сложный и дорогостоящий ремонт.

Как определить расход масла в двигателе, факторы расхода автомасла

Масло является важным компонентом системы двигателя и обеспечивает стабильную работу транспорта. Оно укрывает детали и рабочие элементы защитной пленкой, помогает избежать нежелательного трения деталей, что в свою очередь продлевает работоспособность движка.

Как определить расход масла в двигателе, причины перерасхода

В любом автотранспорте имеется весьма полезный механизм, который называется масляным измерителем. Щуп необходим для проверки величины масла. Любой двигатель нуждается в смазочном материале. В противоположной ситуации мотор проработает недолго. Благодаря маслоизмерителю можно легко узнать ответ на распространенный вопрос, какова приемлемая величина расхода масляного нефтепродукта? Достаточно часто авто начинает потреблять чрезмерное количество масла, а это, в свою очередь, может подразумевать скорый капремонт.

Моторное масло – нормы расхода

При правильной работе двигатели потребляют около 0,2 л смазочного материала на каждую 1000 км. пути. Однако на объем использованного масла могут влиять некоторые факторы:

  1. Повышенный уровень масла в системе. Этот показатель приводит к повышенным затратам масляного компонента, ввиду исключения излишек через вентиляционную систему картера.
  2. Вязкость моторного масла. Жидкая фаза смазывающего компонента быстрее сгорает, нежели густая. К примеру, сезонный тип масла очень быстро при нагреве становится жидким, а, следовательно, оно быстрее расходуется. Что касается всесезонного автомасла, то оно обладает густотой и заметно меньшим расходом при работе. Это особенно видно в дальних поездках.
  3. Манера вождения водителя. При повышенных нагрузках в эксплуатации мотора расход масла увеличивается, в том числе и при обкатке движка.
  4. Негерметичность системы.
  5. Порок двигателя, в том числе заводской.

Масло всесезонного типа, которое долго остается в моторе, со временем теряет вязкость. Оно нуждается в постоянной доливке.

Аспекты приемлемого и чрезмерного расхода масла

Нормальное потребление масляного компонента свежеприобретенного автомобиля считается значение 0,1-0.3 процента от расходной части горючего. Для авто большого типа норма «съедания» находится на уровне 2-3 процентов. Как правило, эта информация содержится в паспорте транспорта. Но нужен постоянный контроль за объемом расхода масла.

Среди автовладельцев существует мнение, что между заменами масло не должно доливаться. А это означает, что оно будет меняться через каждые 10 тыс. км. Немного математических вычислений, и получается, что на 1 тыс. км. пути автотранспорту потребуется примерно сто грамм масла. Рассмотрим основные факторы повышенного потребления масляного средства:

  1. Выгорание автомасла на цилиндрических плоскостях.
  2. Изнашивание деталей силового агрегата машины. В таком состоянии мотор требует значительного количества моторного масла.
  3. Двигатель внутреннего сгорания с турбиной имеет повышенные показатели расхода, так как дополнительное количество компонента расходуется на турбокомпрессор, точнее, на его смазку.
  4. Нарушение работоспособного состояния уплотнителей.

 

Наиболее распространенным случаем перерасхода автомобильного масла является утечка. Оснований для утечек множество, чтобы узнать истинную причину, достаточно пригнать автомобиль на осмотр на станцию технического обслуживания. Там произведут работы по герметичности изношенных механизмов в системе.

Очень распространенная точка возникновения утечки – сальники распределительного и коленчатого валов. Стоит помнить, что эта разновидность утечки очень коварна, так как исправить проблему можно только при помощи специального инструмента. Обнаружить проблему легко – появление масляного пятна на поверхности стенок картера. Исправить ее следует предельно быстро, так как хорошего исхода такая ситуация не предвещает.

Но наиболее серьезной проблемой считается протечка моторного масла в поддоне картера. Чтобы обнаружить этот дефект, следует снять защиту, но при этом автомобиль обязан находиться на специальном подъемнике. При каждой заливке автомасла необходимо проверять состояние поддона. Наиболее распространенной вариацией подтека считается нерабочее состояние уплотнителя коленного вала.

Дополнительные основания перерасхода масла

Показателем повышенного расхода масла может служить дым выхлопной трубы. Если выхлоп визуально серо-синего оттенка, то в процесс работы автомобиль чрезмерно сжигает масло. Но если невооруженным глазом замечается дым черного цвета, то это может означать неисправность системы впрыскивания.

Однако выгорание смазочного продукта – это второстепенное следствие, а главная причина кроется в другом. Чтобы разобраться в этом вопросе, следует произвести полную разборку мотора. При осмотре профессионал может выявить первоначальную причину увеличенного сгорания масла – необходимость замены сальников, износ колец или деталей механизма, несоответствие продукта для модели машины.

Довольно часты случаи, когда перерасход масла происходит вследствие значительного загрязнения двигателя либо повышенного давления газообразных веществ. Нормальный расход масла зависит от транспорта и разновидности мотора. К примеру, на малолитражный автомобиль на 1 тыс. километров расходуется литр смазывающего компонента. Этот показатель очень высок для такого класса автомобилей, но для V-образных движков расход считается оптимальным.

Оптимальный вариант выбора масла для авто

Определившись со сроками замены, смазки деталей системы, встает следующий вопрос – какое масло заливать? Для его решения необходимо внимательно изучить техническую сервисную книжку автомобильного транспорта либо руководство по эксплуатации. В актах представлен подробный список масел, благодаря которым двигатель может стать долгожителем – документация подобного типа содержит в себе допускаемые значения по применению.

Стоит отметить тот факт, что производители будут предлагать определенные марки моторного масла, потому что для них это представляет коммерческий интерес. Лучший вариант при выборе масла в двигатель – учитывать параметры и физические данные автомобиля: дата выпуска, мощность и объем ДВС.

Следующий параметр допускаемых значений – это вязкость, которая, как правило, указывается на маркировке любой упаковки с маслом для автомобильных двигателей. На практике условное обозначение этого показателя – 10W50 или 0W20. Первая цифра показывает вязкость масляного раствора при холодном состоянии двигателя, а следующая цифра, после буквенного обозначения, означает рабочую характеристику, в соответствии с классификацией сообщества автомобильных инженеров (SAE).

Английской буквой «W», при двойном маркировании, обозначают всесезонное масло. Но если после буквы «W» не указывается цифра, то это означает зимнюю разновидность. Если не стоит само буквенное обозначение – летний вариант.

Объяснение чрезмерного расхода масла | Шоссе и тяжелые запчасти

Добро пожаловать, Гость Авторизоваться