Главная / Разное / Можно ли ставить аккумулятор большей емкости на машину: Аккумулятор с ёмкостью больше штатной: когда можно ставить и когда нельзя?

Можно ли ставить аккумулятор большей емкости на машину: Аккумулятор с ёмкостью больше штатной: когда можно ставить и когда нельзя?

Содержание

Аккумулятор с ёмкостью больше штатной: когда можно ставить и когда нельзя?

Даже в наши просвещенные времена в народе живет и не думает умирать популярный гаражный миф, согласно которому установка аккумулятора с емкостью, выше паспортной, считается опасной. Дескать, стартер сгорит, а генератор надорвется, ибо электросистема автомобиля «рассчитана на аккумулятор определенной емкости».

Однако на самом деле емкость аккумулятора может быть любой! 

Можно в два раза больше, можно в три. В пять. В десять. Сколько влезет. Лишь бы не меньше штатной. Если взбредет в голову такая блажь, можно поставить в багажник Daewoo Matiz «грузовой» аккумулятор на 12 вольт/225 ампер-часов, массой около 60 килограммов, и вывести толстые провода от него в моторный отсек. И даже в таком случае никаких проблем в электросети автомобиля не возникнет – ни со стартером, ни с  генератором. Стартер будет исправно крутить, точно так же, как и с родным матизовским АКБ емкостью 35 ампер-часов. А генератор – заряжать.

Почему так? Все очень просто!

Сгорит ли стартер?

Сперва об «опасности сжечь стартер». Выразимся не совсем технически, но понятно – не батарея дает стартеру ток изо всех своих сил, а стартер берет его у батареи – столько, сколько ему нужно. 

Обладая постоянным собственным сопротивлением, он берет от аккумулятора ток, согласно классическому закону Ома – напряжение батареи делится на сопротивление стартера. И если, скажем, стартер того же Матиза потребляет ток 100 ампер (условно) от родной 12-вольтовой батареи емкостью 35 ампер-часов и размером с пакет молока, то те же 100 ампер (а не двести, не триста и т.п.) он возьмет и от огромной 60-килограммовой 225-амперчасной батареи, вытащенной гипотетически из какого-нибудь грузовика (при условии, что она тоже 12-вольтовая, разумеется).

Будет ли недозаряд?

Теперь об «опасности недозаряда». В рамках того же популярного мифа многие считают, что если штатный аккумулятор автомобиля заряжается генератором исправно, то с увеличенной емкостью батарея будет всегда недозаряженной. И это тоже категорически не так! 

Стартер (как и любые прочие электропотребители автомобиля) обладает постоянными и неизменными характеристиками «аппетита» — перейдем уж полностью на кулинарную терминологию для простоты. И если представить количество энергии в полностью заряженном аккумуляторе, как некий объем воды, то для запуска двигателя стартер «выпьет» из батареи, скажем, один «литр». А генератор этот «литр» восполнит минут за десять поездки. И нет никакой разницы – откуда этот «литр» будет взят и куда возвращен – из емкости объемом 35 «литров» или из емкости 225 «литров»!  

Для чего нужна повышенная емкость?

А, собственно, в идеальных условиях она и… не нужна! Если генератор и электропроводка автомобиля исправны, а поездки регулярно восполняют затраченный стартером объем энергии, то можно годами ездить, вообще не интересуясь состоянием аккумулятора – как будто его нет.

Но это идеальная ситуация, в жизни встречающаяся редко. На деле батареи в машинах большинства жителей городов всегда находятся в состоянии небольшого перманентного недозаряда. Завели машину (отняли часть запаса энергии батареи), поехали, встали в пробку. На холостых оборотах работа генератора малоэффективна, а если включить свет, печку, разные обогревы и прочее, то аккумулятор вообще перестает пополняться.

В итоге, если вернуться к литрам воды, изображающим энергетическое содержимое аккумулятора, то за поездку был затрачен, скажем, «литр», а возвращено 0,7. И так каждый день. Если ничего не предпринимать (а нужна либо зарядка аккумулятора внешним зарядным устройством, либо хотя бы хорошая дальняя поездка с ветерком и без пробок), то через какое-то время в один далеко не прекрасный день вы просто не заведете мотор. 

А с батареей увеличенной емкости? Тоже не заведете! Но только случится это позднее. На неделю. На две. Или на месяц. В зависимости от объема емкости сверх нормы и многих других факторов. Срок прибавки не спрогнозировать. Но этот временной «бонус» может очень здорово помочь – возможно, в течение него, к примеру, выдастся дальняя поездка. Или вовсе весна наступит…

А когда нельзя поставить батарею повышенной емкости?

Препятствия часто могут быть чисто геометрические. Это на Волге или старом УАЗе под капотом был запас свободного места на вдвое большую батарею, а на многих современных машинах место под аккумулятор ограничено весьма жестко – влезает аккумулятор со строго определенными габаритами длины, ширины и высоты, и все. И в этих параметрах вам, скорее всего, удастся купить только батарею той же емкости, что и была. Ну, максимум на пять ампер-часов больше…

Совсем другая история — когда батарею увеличенной емкости поставить физически возможно, но «просто взять и заменить» нельзя – после замены требуется внести изменения в настройки системы управления двигателем! «Что за бред?!» – спросил бы технически грамотный автовладелец лет, эдак, десять-пятнадцать назад. И был бы прав – это действительно звучит как бред, ибо раньше система зарядки аккумулятора от генератора была полностью самодостаточной и автономной, и «мозги» автомобиля не вмешивались в этот процесс. На бюджетных машинах в массе своей так, в общем-то, и осталось, но в современных авто от среднего класса и выше процесс зарядки батареи все чаще комплексно контролирует умная электроника, «менеджер бортовой электросети». 

Работает это так: на проводе, идущем от аккумулятора к генератору, стоит датчик силы и направления тока, по которому «мозги» определяют количество энергии, идущее от аккумулятора (разряд) и обратно (заряд). А поскольку в память управляющей программы занесено значение штатной емкости батареи, она всегда в режиме реального времени знает, до какой степени реально наполнен аккумулятор. 

Знание состояния аккумулятора важно на автомобиле с развитой электрикой и электроникой – с опцией «старт-стоп» и прочими сервисами. К примеру, система может отследить существенное снижение уровня заряда батареи из-за длительного движения в пробках с множеством включенных мощных электропотребителей, и в какой-то момент по своему разумению отключить часть из них принудительно. Обычно что-то необязательное, типа обогрева заднего стекла или сидений. Восстание машин? Нет, забота! Чтобы вы завтра наутро завели мотор, а не бегали с проводами в поисках прикуривальщика… 

Также система может снизить напряжение в бортсети, подав команду на генератор, если аккумулятор полностью заряжен, дабы уменьшить выкипание воды из электролита и продлить батарее жизнь. Есть еще много разных ситуаций, в которых задействован «менеджер электричества», но основа его корректной работы – знание реальной емкости батареи. 

Если вы просто поставите АКБ увеличенной емкости, весь контроль потоков энергии к батарее и от нее пойдет насмарку, ибо рассчитываться все будет исходя из иной начальной емкости, неверной. Поэтому эти данные нужно запрограммировать в систему – вот только, к сожалению, для этого обычно требуется дилерский софт и диагностическое оборудование. Конечно, если вы где-то в глуши, вдали от официального сервиса были вынуждены купить и самостоятельно поставить батарею иной емкости, нежели была, ничего страшного прямо сразу не случится – вы заведете мотор, поедете, и все системы управления, комфорта и безопасности будут исправно работать. Но заехать в ближайшее время к дилеру и «прописать» в системе новую батарею все же стоит.

Опрос

У вас аккумулятор какой ёмкости?

Всего голосов:

Что будет, если поставить в машину аккумулятор другой емкости?

Многие автолюбители задумывались над тем, можно ли использовать в автомобиле аккумулятор емкостью, которая отличается от рекомендуемой производителем. Но что будет, если все таки поставить такую батарею? Существует мнение, что если поставить АКБ меньшей ёмкости, то он может перегреваться и закипеть во время работы. А если использовать большей, то батарея будет все время не до конца заряжена. И это приведет к быстрой поломке.

Что зависит от емкости АКБ

Емкость аккумулятора — это его вместительность, то есть то, сколько заряда может вместить себя батарея. Этот параметр измеряется в ампер-час. Если сказать простым языком, то емкость показывает, какую силу тока надо приложить, чтобы разрядить АКБ за один час. В автомобиле аккумулятор необходим для питания стартера, благодаря которому заводится двигатель. Так же энергия используется при работе электроприборов.

Обычно производитель рекомендует то или иное значение емкости АКБ для нормального функционирования автомобиля. На батареях мы видим такой параметр 45, 60,75 Ам*ч. Это и есть ёмкость аккумулятора.

Напряжение у автомобильных аккумуляторов примерно постоянно — 12,7 В. А вот емкость зависит от функционала машины, объема двигателя. Если автомобиль оснащен большим количеством электроники и имеет двигатель 2.0-3,5 литра, то и батарея должна быть ёмкостью 60 — 75 Ам*ч. А малолитражке, с объемом двигателя 1,2 — 1,5 литра, хватит АКБ 45 Ам*ч.

В каждой машине есть сеть электропитания. Она включает в себя: аккумулятор, от которого энергия поступает к генератору, стартер, бортовую сеть.

Бортовая сеть использует очень мало энергии. Если нет, конечно, дополнительного энергоемкого оборудования. Стартер работает только при запуске двигателя. В среднем ему нужно 1-2 Ампер энергии. В холодный период года эта цифра возрастает. После запуска двигателя, генератор должен восполнить потерю тока АКБ.

У генератора тоже есть характеристики. Это мощность. Она может быть 40, 70, 80 А и так далее. Эта характеристика говорит о максимальном токе, который может дать генератор в час. Но ток, необходимый для подзарядки батареи, в несколько раз меньше.

Что будет, если поставить аккумулятор другой емкости

Так что же будет, если в машину поставить аккумулятор большей ёмкости? Батарея будет просто дольше заряжаться. Но, следовательно, и тока ей хватит на большее время, что особенно важно в холодный период года. Так как нужна энергия не только, для того чтобы крутить поршни, но и для более густого моторного масла.

Считается, что если поставить аккумулятор меньшей ёмкости, чем заявлено производителем, то во время зарядки батарея может перегреться и закипеть. Но это не так. Все современные автомобили компьютеризированы. И как только заряд в дойдет до нужных цифр, питание от генератора перестанет поступать на батарею.

Как выбрать АКБ

При выборе аккумулятора нужно учитывать:

-Мощность генератора.

-Электрооборудование автомобиля. Так как от количества электроники зависит количество потребляемой энергии бортовой сетью.

-Размеры машины. Чем больше емкость аккумулятора, тем больше его габариты. И в малолитражку батарея с емкостью 75 Ам *ч просто не поместится.

-Климатические условия. В морозы для запуска двигателя необходимо большее количество энергии, поэтому и аккумулятор желательно брать более емкий.

-Расстояния, на которые вы будете ездить. При недолгих поездках, аккумулятор с большой емкостью не будет полностью заряжаться. Так что нет смысла покупать «большую» батарею.

Если вы решили поставить АКБ иной мощности, то ничего страшного не произойдет. Главное, чтобы аккумулятор поместился в штатное место машины.

Разница между аккумуляторами большей и меньшей емкости.

Многие автолюбители задумывались над тем, можно ли использовать в автомобиле аккумулятор емкостью, которая отличается от рекомендуемой производителем. Но что будет, если все таки поставить такую батарею? Существует мнение, что если поставить АКБ меньшей ёмкости, то он может перегреваться и закипеть во время работы. А если использовать большей, то батарея будет все время не до конца заряжена. И это приведет к быстрой поломке.

Что зависит от емкости АКБ

Емкость аккумулятора – это его вместительность, то есть то, сколько заряда может вместить себя батарея. Этот параметр измеряется в ампер-час. Если сказать простым языком, то емкость показывает, какую силу тока надо приложить, чтобы разрядить АКБ за один час. В автомобиле аккумулятор необходим для питания стартера, благодаря которому заводится двигатель. Так же энергия используется при работе электроприборов.

Обычно производитель рекомендует то или иное значение емкости АКБ для нормального функционирования автомобиля. На батареях мы видим такой параметр 45, 60,75 Ам*ч. Это и есть ёмкость аккумулятора.

Напряжение у автомобильных аккумуляторов примерно постоянно – 12,7В. А вот емкость зависит от функционала машины, объема двигателя. Если автомобиль оснащен большим количеством электроники и имеет двигатель 2.0- 3,5 литра, то и батарея должна быть ёмкостью 60 – 75 Ам*ч. А малолитражке, с объемом двигателя 1,2 – 1,5 литра, хватит АКБ 45 Ам*ч.

В каждой машине есть сеть электропитания. Она включает в себя: аккумулятор, от которого энергия поступает к генератору, стартер, бортовую сеть.

Бортовая сеть использует очень мало энергии. Если нет, конечно, дополнительного энергоемкого оборудования. Стартер работает только при запуске двигателя. В среднем ему нужно 1-2 Ампер энергии. В холодный период года эта цифра возрастает. После запуска двигателя, генератор должен восполнить потерю тока АКБ.

У генератора тоже есть характеристики. Это мощность. Она может быть 40, 70, 80 А и так далее. Эта характеристика говорит о максимальном токе, который может дать генератор в час. Но ток, необходимый для подзарядки батареи, в несколько раз меньше.

Что будет, если поставить аккумулятор другой емкости

Так что же будет, если в машину поставить аккумулятор большей ёмкости? Батарея будет просто дольше заряжаться. Но, следовательно, и тока ей хватит на большее время, что особенно важно в холодный период года. Так как нужна энергия не только, для того чтобы крутить поршни, но и для более густого моторного масла.

Считается, что если поставить аккумулятор меньшей ёмкости, чем заявлено производителем, то во время зарядки батарея может перегреться и закипеть. Но это не так. Все современные автомобили компьютеризированы. И как только заряд в дойдет до нужных цифр, питание от генератора перестанет поступать на батарею.

Как выбрать АКБ

При выборе аккумулятора нужно учитывать:

  • Мощность генератора.
  • Электрооборудование автомобиля. Так как от количества электроники зависит количество потребляемой энергии бортовой сетью.
  • Размеры машины. Чем больше емкость аккумулятора, тем больше его габариты. И в малолитражку батарея с емкостью 75Ам *ч просто не поместится.
  • Климатические условия. В морозы для запуска двигателя необходимо большее количество энергии, поэтому и аккумулятор желательно брать более емкий.
  • Расстояния, на которые вы будете ездить. При недолгих поездках, аккумулятор с большой емкостью не будет полностью заряжаться. Так что нет смысла покупать «большую» батарею.

Если вы решили поставить АКБ иной мощности, то ничего страшного не произойдет. Главное, чтобы аккумулятор поместился в штатное место машины.

Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на нас в Яндекс-Новостях!
Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Новостях!

Что будет, если поставить в машину аккумулятор большей ёмкости

Миф гласит о том, что нельзя ставить в автомобиль аккумуляторную батарею меньшей или большей емкостью, чем указано производителем автомобиля. Мол, батарея будет всегда недозаряженная и быстро выйдет из строя, поэтому надо покупать ровно такой аккумулятор, который стоял с завода. Раз написано 55 Ач, такой и надо брать.

А что на самом деле?

</a></div>

Больше или меньше?

На самом деле, если поставить вместо аккумулятора на 55 Ач батарею с ёмкостью 65 Ач ничего страшного не произойдет. Строго говоря, вообще ничего необычного не произойдет. Генератор как работал, так и будет работать, никакие нагрузки не увеличиваются. А миф этот родился просто по незнанию банальных вещей и физики.

Установи вы хоть в два раза более емкий аккумулятор, ничто не помешает ему заряжаться полностью. Просто на это будет уходить больше времени. Судите сами: на запуск двигателя, подогревы всего и вся в машине вы взяли из аккумулятора 5 Ач. Чтобы восстановить заряд, генератор отдаст аккумулятору те же 5 Ач. От емкости вообще ничего не зависит.

Понять происходящее поможет аналогия с бензобаком. Вместо 45-литрового бака, вы поставили 80-литровый. Говорит ли это о том, что вы будете все время ездить с полупустым баком? Нет, конечно. Сколько бензина зальете, столько и будет. Залить больше 80 не получится, но вот залить больше стандартных 45 — запросто.

Более того, когда производители делают адаптацию машин для российских условий, они тоже ставят аккумуляторы большей ёмкости. И ничего другого при этом не меняют. Так что не бойтесь.

Стоит ли переплачивать?

Тут, конечно, возникает другой вопрос — зачем вообще ставить аккумулятор больше ёмкости, ведь он дороже?

Но ответ, как мне кажется, очевиден. Кто-то просто любит ставить всё с запасом. Кто-то перестраховывается из-за того, что появились какие-то дополнительные потребители энергии. Кто-то ставит аккумулятор повышенной ёмкости, потому что живет в суровом северном климате и заряда стандартного аккумулятора часто не хватает.

Бывает, что ставят аккумулятор чуть большей ёмкости те, кто часто ездит по городу короткими поездками, генератор просто не успевает вернуть заряд в аккумулятор, и человек подзаряжает аккумулятор от сторонней подзарядки (чтобы делать это реже как раз и нужна большая емкость).

Уменьшаем «батарейку»

Ещё один вопрос — что будет, если поставить аккумулятор меньшей ёмкости? Некоторые считают, что если аккумулятор будет меньшей ёмкости, чем написано в мануале — и было с завода, — то аккумулятор будет закипать, перезаряжаться и вообще долго не прослужит.

Всё это снова бред. Ничего такого не будет. Просто аккумулятор будет заряжаться быстрее, а его ёмкости хватит на меньшее число пусков двигателя. Зимой может не хватить даже на один пуск.

Это легко доказывается примером из практики. Не секрет, что со временем любой аккумулятор теряет ёмкость, но полным-полно примеров, когда люди ездят на одном аккумуляторе 5−7 и даже 10 лет. Понятно, что ёмкость 10-летнего аккумулятора намного ниже ёмкости нового, но ведь ничего не происходит: генератор не ломается, электролит не закипает, пластины не крошатся в пыль. Единственное, что может произойти — однажды морозным утром машина не заведется.

[источники]
Источники:
https://svpressa.ru/auto/article/250343/

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=55300.

Можно ли ставить аккумулятор большей емкости на автомобиль?

Автомобилисты часто задаются вопросом, что будет, если на автомобиль поставить аккумулятор большей мощности, чем предусмотрел производитель?

Редакция портала Vodi.su отвечает, если клеммы подходят и аккумулятор имеет такие же габариты, то использовать его можно, даже если его мощность превышает мощность аккумулятора поставляемого с завода.

Почему тогда возникает столько споров?

Существует два мифа:

  1. Если поставить аккумулятор меньшей емкости, он закипит.
  2. Если поставить аккумулятор большей емкости, он не зарядится до конца и может спалить стартер.

Чтобы развеять данные заблуждения, представим себе 2 бочки с водой разного объема. В одну бочку входит 100 литров воды, в другую 200 литров. Подключим к ним источник воды, который будет наполнять каждую бочку с одинаковой скоростью. Естественно, первая бочка будет наполняться в 2 раза быстрее.

Теперь сольем с каждой бочки по 20 литров воды. В первой бочке у нас останется 80 литров, во второй — 180 литров. Снова подключим наш источник и добавим в каждую бочку по 20 литров воды. Теперь каждая бочка снова наполнена.

Как это происходит в автомобиле?

Теперь представьте, что генератор — это наш источник воды. Он заряжает аккумуляторы (бочки) с постоянной скоростью до тех пор, пока это необходимо. Генератор не может дать аккумулятору больше энергии, чем тот способен взять. Точнее сказать, генератор вырабатывает энергию тогда, когда для нее есть потребитель. Аккумулятор берет ее тогда, когда это необходимо и столько, сколько необходимо (полная бочка).

Теперь стартер (шланг). Он забирает энергию у аккумулятора. Допустим, за 1 пуск двигателя, стартер забирает 20 А*ч. Какой бы мощности аккумулятор не стоял, он все равно заберет свои 20 А*ч. Когда двигатель завелся, в работу вступает генератор. Он должен восполнить потери. И он восполняет — те же 20 А*ч. Независимо от того, какой мощности аккумулятор установлен в автомобиле.

Кроме стартера, энергию аккумулятора могут потреблять и бортовые системы автомобиля, если они работают при выключенном двигателе. Часто автомобилисты попадают в неприятные ситуации, когда завести автомобиль с помощью стартера не удается, сел аккумулятор. Происходит так потому, что водитель забыл выключить свет или аудиосистему.

Мы видим, что емкость аккумулятора никак не влияет на работу автомобиля. Какой бы аккумулятор не стоял в автомобиле, генератор зарядит его ровно настолько, насколько посадили потребители.

Тогда на чем основаны мифы? Дело в подмене понятий. Есть принципиальная разница между понятиями «аккумулятор заряжается» и «аккумулятор дозаряжается». Это как в нашем примере выше, если мы подаем постоянный ток в 1 А на каждый аккумулятор в 100 А*ч закипит через 100 часов, а второй, в 200 А*ч еще не дозарядится. Через 200 часов закипит второй аккумулятор, в то время, как первый будет уже 100 часов кипеть. Конечно, цифры приведены условно, только чтобы объяснить сам процесс. Ни один аккумулятор 100 часов кипеть не будет.

Вышеописанный процесс называется зарядкой аккумулятора, но это — не тот случай, о котором идет речь.

Когда мы говорим о работе аккумулятора в автомобиле, то имеем ввиду процесс дозарядки, а не зарядки с нуля. Потребители взяли какое-то количество, не всю. Это количество одинаково для обоих аккумуляторов. Значит, не имеет значения какой из них заряжается дольше.

Если же аккумулятор сел полностью, мы не сможем завести от него стартер. Тогда аккумулятору придется передать мощность, необходимую для стартера с внешнего устройства («прикурить»). Опять же, когда стартер заведет двигатель и генератор заработает, тот факт, что один аккумулятор будет заряжаться дольше другого, не будет иметь для нас никакого практического значения. Во время движения за энергоснабжение отвечает генератор, а вовсе не аккумулятор. Если мы заглушим двигатель, к примеру, через 5 минут, оба аккумулятора зарядятся на одну и ту же величину. Во время следующего пуска двигателя зарядка аккумуляторов продолжится также равномерно.

Чтобы понять причину возникновения этих мифов, стоит вернуться в 70-е года прошлого века. Все дело в разбитых дорогах. Когда водители застревали где-то, они выходили «на стартере». Естественно, он перегорал. Поэтому производители и пошли на этот шаг, ограничив мощность.

Загрузка…

Поделиться в социальных сетях

Можно ли ставить на автомобиль аккумулятор большей или меньшей ёмкости

  1. Все статьи
  2. Можно ли ставить на автомобиль аккумулятор большей или меньшей ёмкости

Многие автомобилисты придерживаются мнения, что авто АКБ должна строго соответствовать заявленным нормам — или возникнут проблемы. Конкретно: батарея, имеющая меньшую емкость, в процессе зарядки закипит, АКБ с большим показателями останется недозаряженной. Вывод из этого утверждения таков — срок работы батареи значительно сократиться. Почему такое утверждение неверно?

Принцип работы бортовой сети электропитания

Каждый автомобиль имеет сеть электропитания, и она действует по следующей схеме: от АКБ энергия поступает к автомобильному генератору, стартеру и бортовой сети (оборудованию).

Для работы стартера энергия расходуется лишь во время, когда осуществляется запуск двигателя. Однако, стоит учитывать — на один пуск тратиться незначительный процент энергии АКБ. В абсолютных цифрах это не более 2-х Ампер из имеющихся 40 и более. Правда, в холодное время года эта цифра возрастает.

Задача генератора в том, чтобы восполнить энергию, потраченную при пуске двигателя, то есть зарядить аккумулятор. Что касается напряжения в сети электропитания, то оно поддерживается на относительно стабильном уровне (около 14 вольт).

Ток, который задействован в сети, есть отношение показателя напряжения к значению сопротивления. Первый показатель представляет собой разность двух значений, напряжения в бортовой сети минус и батареи. А сопротивление батареи находятся на постоянном уровне.  

В момент начала работы двигателя аккумулятор теряет некоторый процент заряда, происходит понижение напряжения на его клеммах. Это приводит к возникновению разницы напряжений, о которой сказано выше. Также, возрастает  зарядный ток.

Если проанализировать эти показатели, станет ясно, что непосредственно после того, как двигатель завелся, уровень тока вырастает до 10 Ампер, но затем многократно снижается. При длительной работе двигателя (свыше часа), уровень тока заряда ограничивается одним ампером, средний показатель соответствует нескольким амперам.

Основной вывод: емкость используемой аккумуляторной батареи может варьироваться

Процесс приведения двигателя в рабочее состояние требует энергии, которая почти всегда одинакова, вне зависимости от цифры ёмкости. То есть, для генератора эта цифра не имеет принципиального значения. Важно напряжение в бортовой сети. Аккумуляторная батарея задействует незначительный процент мощности, который имеется у генератора. То есть, можно смело выбирать АКБ, имеющий большую емкость. Нужно будет лишь дольше его заряжать. Но в таком случае увеличивается время разрядки аккумулятора. Главное — чтобы не менялись показатели напряжения батареи и бортовой сети.

Следовательно, при выборе батареи нужно соблюдать следующие правила: емкость может быть любой — главное, чтобы она обеспечивала такой пусковой ток, который необходим.

В чем отличия батарей разной емкости? Покажем на практическом примере

Показатели тока равны — это характерно для современных машин. АКБ с меньшей емкостью будет быстрее подзаряжаться, чем АКБ с большей — вот единственное отличие.

Допустим, на автомобиле стоит батарея в 55 Ah. Возьмем две АКБ с разными показателями. Первую — меньше, чем базовая – к примеру, на 50Ah. Вторую — на 70 Ah. Представим, что они подверглись полному разряду. После 55 часов зарядки током в 1 Ампер первая батарея полностью зарядиться и начнет кипеть, вторая на 70Ah все еще останется дозаряжаться. После 70 часов зарядки закипит и вторая батарея, а первая будет находиться в состоянии кипения уже часов 15. Но нужно принимать во внимание тот факт, что задача генератора не заряжать, а подзаряжать аккумулятор до нужных значений. И израсходованный при запуске 1% емкости компенсируется в обоих случаях за примерно равное время — независимо от того, насколько отличается емкость.

Какие факторы необходимо учесть

1. Характеристики мощности, которые отличают тот или иной генератор, многие путают с показателями, необходимыми при выборе батареи. Но характеристики свидетельствуют о другом: максимальный ток, при котором будет функционировать генератор. Но практика показывает: батарея при подзарядке задействует малую часть этой мощности (в десятки раз меньше).

2. Сколько электрического оборудования установлено на конкретной машине. Если нет дополнительных опций, для бортовой сети задействуется небольшое количество энергии. При наличии энергоемкого оборудования эти показатели, естественно, будут возрастать.

3. Нужно принять во внимание размеры (габариты) — иначе АКБ просто может не поместиться или же не зафиксироваться в отведенном для нее месте.

4. Условия эксплуатации. При низких температурах имеет смысл выбирать как раз аккумулятор с большей емкостью.

Итак, помимо аккумулятора рекомендованной ёмкости, Вашему автомобилю вполне подойдёт АКБ несколько большей ёмкости, при соответствии остальным параметрам. А вот батарею меньшей ёмкости брать не стоит, так как она быстрее разрядится в экстремальных условиях и может подвести.

Можно ли поставить аккумулятор большей емкости на автомобиль? — О шинах

Вокруг темы – можно ли поставить аккумулятор большей емкости – гуляет очень много мифов и заблуждений. Большинство из них возникли на почве отсутствия базовых знаний и путаницы в понятиях, а потому абсолютно абсурдны. Некоторые могут иметь место быть, но только при определенном стечении обстоятельств. Цель данного материала – разложить все по полочкам, развеять абсурдные мифы, и подтвердить справедливые утверждения.


Самые известные мифы об АКБ большей емкости


Начнем с перечисления самых популярных ответов на вопрос – что будет, если поставить аккумулятор большей емкости:

  • АКБ большей емкости не будет успевать подзаряжаться от штатного генератора, и со временем гарантированно сядет полностью.
  • Во время заряда АКБ большей емкости будет потреблять такой большой ток, что сгорит выпрямитель или реле-регулятор.
  • На АКБ большей емкости указан большой пусковой ток, из-за которого непременно может сгореть стартер.
  • Если на генераторе написано, например, 50 А, то АКБ емкостью больше 50 А*ч ставить ни в коем случае нельзя, так как он ее не «потянет».
  • АКБ большей емкости придется постоянно подзаряжать от стационарного зарядного устройства.
  • АКБ большей емкости всегда имеет большие габариты, а потому не влезет на штатное место под капотом.
  • АКБ тем дороже, чем больше у нее емкость.

На всякий случай добавим сюда еще один миф, который гласит, что АКБ меньшей емкости, чем положено, будет постоянно «закипать». Ниже развеем и это заблуждение, поскольку оно всегда сопутствует рассматриваемую тему.

Абсолютно все вышеперечисленные мифы и заблуждения возникают по двум причинам. Во-первых, из-за путаницы с характеристиками автомобильных аккумуляторов. Во-вторых, из-за непонимания процессов, которые происходят в связке генератор-АКБ. А потому глупо надеяться развеять эти мифы, не разобравшись с этими, на самом деле элементарными, вещами.


Путаница с характеристиками АКБ


Любой автомобильный аккумулятор, независимо от технологии (кальций, гель и так далее) имеет один и тот же набор характеристик:

  1. Номинальное напряжение.
  2. Емкость.
  3. Максимальный пусковой ток.

Номинальным напряжением батареи легкового авто принято считать показатель в 12 В. При этом, для любой АКБ существует еще, как минимум, три понятия напряжения. Это напряжение в состоянии покоя (до 12,7 В), во время заряда (13,8-14,5 В), и сразу после зарядки (больше 13 В).

Емкостью батареи называется количество энергии, которое в ней запасено. Измеряется в А*ч (ампер-часах). Означает, что АКБ емкостью, например, 60 А*ч сможет обеспечить энергией нагрузку в 1 А в течение 60 часов. Эта же батарея в теории сможет питать нагрузку в 2 А в течение 30 часов, и так далее. Соответственно, если в автомобиль вместо штатной АКБ установить аккумулятор большей емкости, то та же самая нагрузка сможет проработать в автономном режиме дольше.

Так, если вместо АКБ емкостью 60 А*ч установить модель на 70 А*ч, то нагрузка в 1 А сможет проработать 70 часов вместо 60. Это означает, что при заглушенном двигателе можно будет дольше слушать музыку, оставлять авто со включенными габаритами, ставить на сигнализацию на гораздо большие сроки и так далее.

Максимальный пусковой ток – это ток, который в состоянии кратковременно выдать батарея. В автомобиле единственным потребителем тока такой величины является только стартер.


Как работает АКБ в автомобиле?


Теперь кратко рассмотрим, как АКБ работает в автомобиле в связке с генератором, стартером и другими потребителями. Это также понадобится нам для развеивания перечисленных выше мифов и утверждений.

Если объяснять максимально упрощенно, то установленная в автомобиле аккумуляторная батарея работает всего в двух режимах:

  1. Разряд.
  2. Заряд.

Первый режим можно наблюдать при заглушенном двигателе и в момент его запуска. Когда двигатель не заведен, энергия из батареи расходуется на работу различных потребителей – магнитолы, охранной системы, включенных габаритных огней и так далее. Даже если на современном автомобиле все это выключить, то некоторые приборы все равно будут потреблять ток от 20 мА до 150 мА. Это означает, что за 10 часов стоянки из батареи может «уйти» до 1,5 А*ч запасенной энергии.

Во время запуска двигателя потребителем тока становится стартер. Этот прибор потребляет в среднем около 400 А в течение нескольких секунд. Здесь важно понимать, что стартер потребляет не столько, сколько сможет выдать АКБ, а столько, сколько ему нужно. Если же столько, сколько ему нужно, батарея выдать не сможет, двигатель не заведется.

Для лучшего понимания рассчитаем, сколько энергии в ампер-часах успеет вытянуть стартер из батареи за те несколько секунд, в течение которых будет работать. Допустим, в процессе запуска двигателя он потреблял ток в 400 А в течение 5 секунд. Переведем секунды в часы. 5 секунд – это примерно 0, 00139 часов. При указанной силе тока стартер за это время «вытянет» из АКБ около 0,5 А*ч (перемножаем силу тока в амперах на время в часах).

После того, как двигатель запущен, батарея переходит в режим заряда. В первые секунды (поскольку она подсела перед этим и имеет меньшее внутреннее сопротивление) ток заряда составляет несколько ампер. Затем ток заряда составляет меньше одного ампера, и так до того времени, пока батарея не зарядится.

Многие скажут, что это все слишком упрощено, и на самом деле все сложнее. И будут правы. Но для развеивания наших мифов и этой информации будет вполне достаточно. А где потребуется углубиться в процессы работы АКБ, там это будет сделано.


Развеиваем мифы об АКБ большей емкости


В такой последовательности, в какой были перечислены мифы выше, и пойдем.

Постоянный недозаряд АКБ большей емкости. Из представленных выше цифр можно понять, что АКБ во время простоя и запуска двигателя теряет не так уж много энергии. Всего каких-то жалких пару ампер-часов при емкости в 60-70 А*ч. А потому, вроде бы, причин для того, что генератор не успеет восстановить ее, нет.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда батарея разряжена не на пару ампер-часов, а почти полностью. Зарядится ли она в таком случае, если будет большей емкостью, чем «положено». Ответ – да. Конечно же зарядится. Но для этого понадобится больше времени.

Запомните раз и навсегда: не успеть зарядиться АКБ может только тогда, когда:

  • Двигатель (и генератор) проработал слишком мало времени. Так, при кратковременных поездках не будет успевать заряжаться даже штатная АКБ с емкостью, «как написано в книжке».
  • На улице отрицательная температура, при которой батарея любой емкости начинает принимать заряд далеко не сразу после запуска двигателя.
  • В цепи генератор – выпрямитель – реле-регулятор есть неполадки.

АКБ большей емкости во время заряда будет потреблять чрезмерно большой ток. Это заблуждение. К такому выводу приходят те, кто думает, что сила тока заряда АКБ прямо пропорционально зависит от ее емкости. На самом деле сила тока заряда зависит от текущего внутреннего сопротивления батареи. А оно зависит, в свою очередь, от степени ее заряженности.

Так, чем сильнее разряжена батарея, тем ее внутреннее сопротивление меньше. Соответственно (по закону ома), она может пропускать через себя больший ток. Однако это работает абсолютно одинаково как в батарее на 60 А*ч, так и на 90 А*ч, и в любой другой. То есть, если взять две такие батареи, и сделать так, чтобы в обеих осталось энергии по 50 А*ч, а потом заряжать их одинаковыми зарядными системами, то ток заряда будет примерно одинаковым. Только вторую батарею заряжать придется дольше.

АКБ большей емкости выдает больший пусковой ток, из-за чего может сгореть стартер. 100-процентный миф. Потребляемый стартером ток не зависит от того, какой максимум способна выдать АКБ. Как уже было сказано выше, он потребляет столько, сколько ему надо. Это, в принципе, справедливо для любого прибора. То есть, если на аккумуляторе написано, что его пусковой ток составляет 600 А, это вовсе не означает, что через ваш стартер пойдет именно такой ток. Такая надпись обозначает, что если стартеру нужны эти 600 А, то данная АКБ их способна обеспечить. Если же для работы ему надо всего 300 А, то ровно столько он и возьмет из батареи, что бы не было на ней написано.

Если на генераторе написано 50 А, то АКБ емкостью больше 50 А*ч ставить нельзя. Якобы такой генератор не сможет зарядить батарею, и так далее. На самом деле нет никакой связи между этими двумя параметрами. То, что написано на генераторе – это всего лишь максимальный ток, который он способен вырабатывать в момент времени. Этот ток распределяется между всеми работающими потребителями – системой зажигания, освещением и так далее. Из этих 50 А на аккумулятор уходит не более нескольких ампер. А то и доли ампера.

АКБ большей емкости придется постоянно заряжать вручную. Этот миф является продолжением первого рассмотренного здесь заблуждения. Однако, как уже было сказано, если аккумулятор на вашем автомобиле не успевает заряжаться от генератора, то виной тому не его емкость, а другие причины. Если система заряда работает нормально, и вы не эксплуатируете автомобиль только для очень коротких поездок, то подобных проблем не будет.

Чтобы окончательно развеять этот миф, можно провести следующий эксперимент. Возьмем два аккумулятора емкостью 60 А*ч и 90 А*ч в полностью исправном и заряженном состоянии. То есть изначально в первом запасено 60 А*ч энергии, а во втором – 90 А*ч. Теперь подключим к этим АКБ на одно и то же время одинаковую нагрузку. К примеру, лампочку, потребляющую ток в 3 ампера на один час. Что произойдет с АКБ? Как изменится их состояние?

А изменится то, что в первой АКБ после эксперимента останется энергии в количестве 57 А*ч, а во второй – 87 А*ч. Сколько теперь надо ампер-часов, чтобы восстановить (зарядить) наши аккумуляторы? Что для первой, что для второй надо 3 ампер-часа. Так почему же тогда АКБ большей емкости будет не успевать заряжаться на автомобиле?

АКБ большей емкости всегда больше по размерам, а потому просто не влезет на свое место. Этот миф неоднозначный. Теоретически, конечно, чем большей емкости АКБ, тем она должна иметь большие габариты. Однако не всегда. С развитием технологий производителям удается «запихать» все больше «ампер-часов» в корпусе одного и того же размера. Кроме того, ничего не мешает установить АКБ не на штатное место, а например, где-нибудь в багажном отсеке, где места достаточно.

Чем больше емкость АКБ, тем она дороже. Это тоже не так. Вернее, не всегда так. Сегодня вполне реально найти несколько аккумуляторов с одинаково большой емкостью по совершенно разной цене. Если не гнаться за известным брендом, который на 30% увеличивает ценники, то АКБ большей емкости можно купить даже дешевле, чем рекомендуемый производителем вариант.

Ну и, в завершение, пару слов о закипании АКБ меньшей емкости. Чтобы доказать, что это не более, чем просто миф, достаточно объяснить, при каких обстоятельствах «кипит» АКБ. А кипит аккумулятор тогда, когда через него продолжают пропускать ток после того, как он полностью зарядился. Такое происходит исключительно при неисправном реле-регуляторе, неспособном своевременно отключать заряд от генератора. Такая поломка будет причиной закипания любого аккумулятора, независимо от его емкости.

Итоги

По итогу получается, что нет абсолютно никаких обоснованных причин отказываться от покупки аккумулятора с большей емкостью. Это не только безопасно, но и в некоторой степени выгодно. Так, АКБ большей емкости повысит шансы успешного запуска двигателя в морозы, позволит дольше слушать музыку во время стоянки. Актуальной такая покупка будет для тех, кто проживает в северных регионах нашей страны, либо надолго оставляет автомобиль с включенной сигнализацией.
 

Схожий материал

Алгоритм проверки утечки тока в автомобиле

НАБОР ДЛЯ БЫСТРОГО РЕМОНТА БЕСКАМЕРНЫХ ШИН: особенности выбора и применения

7 мифов о хранении автомобильных шин

История шин Sumitomo / Сумитомо

История шин Continental / Континенталь

Мотоциклы Индиан. История одной легенды.

Как исправить провисшую дверь на нерегулируемых петлях

5 способов как узнать расход топлива на 100 км

5 народных средств для чернения резины в домашних условиях

Вольтметр для автомобиля: как подключить и правильно использовать

Стартер берет на себя: симптомы и причины

Пусковой ток стартера: как измерить и зачем это нужно?

7 возможных причин почему ГРЕЕТСЯ КЛЕММА АККУМУЛЯТОРА на автомобиле

5 вариантов КУДА ДЕВАТЬ Б/У АККУМУЛЯТОР от автомобиля

7 возможных причин хронического НЕДОЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРА

7 способов повысить НАПРЯЖЕНИЕ БОРТОВОЙ СЕТИ

ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ АККУМУЛЯТОРА обычным зарядным устройством

Как определить реальную ЕМКОСТЬ АККУМУЛЯТОРА

Простая проверка системы охлаждения двигателя без разборки

5 способов как проверить термостат системы охлаждения автомобиля

33 совета на что смотреть при покупке автомобиля

7 народных средств для эффективного удаления битумных пятен с автомобиля

Простейшая противоугонка своими руками (две схемы)

Как фотографировать машину для продажи

Как ездить в гололед на машине и не попасть в ДТП

10 проверенных советов как продлить срок службы аккумулятора автомобиля

Как восстановить аккумулятор автомобиля или добить его окончательно

Как выбрать аккумулятор для автомобиля — вредные советы и заблуждения

Как заряжать гелевый аккумулятор — ответы на 5 важных вопросов

7 обязательных правил как заряжать AGM аккумуляторы

20 причин биения и вибрации руля — методика поиска неисправности

Десульфатация автомобильного аккумулятора

Как подключить вольтметр в машине и правильно им пользоваться

Spotlight 10, Word Perfect 8 — АНГЛИЙСКИЙ в полном порядке

На данной странице находятся упражнения с ответами по английскому языку из учебника Spotlight 10 из раздела Word Perfect, Модуль 8.

Упражнение 1. Заполните пропуски правильным словом. Используйте фразы, чтобы завершить предложения ниже.

Упражнение 1. Вставьте нужное слово. Полученные фразы вставьте в предложения.

ЗаданиеОтвет

• регистратор • программное обеспечение • социальное • техно • заряженное • гарантия • питание • цифровое

1) __ freak
2) __ сертификат
3) компьютер __
4) солнечный __
5) полностью __
6) голос __
7) __ картинки
8) __ жизнь

1) Убедитесь, что батарея в вашей камере __.
2) У него много друзей и очень активный __.
3) Вы можете оставить сообщение на моем __, и я вам перезвоню.
4) Я считаю, что качество __ и фотографии постоянно улучшается.
5) Достаньте __ из коробки и положите в безопасное место на случай, если он нам понадобится.
6) Существует ряд пакетов __, которые вы можете использовать для редактирования ваших домашних фильмов.
7) Мы сократили счета за отопление, перейдя на __.
8) Он такой __! У него есть все новые доступные гаджеты.

1) техно freak — помешанный на технике, техно-фрик
2) гарантия сертификат — гарантийный сертификат (талон)
3) компьютер программное обеспечение — компьютерное программное обеспечение
4) солнечная мощность — солнечная энергия
5) полностью заряженный — полностью заряженный
6) диктофон — автоответчик, диктофон
7) цифровой картинки — цифровые изображения
8) социальный жизнь — социальная жизнь

1) Убедитесь, что аккумулятор в вашей камере полностью заряжен . — Убедись в том, что батарея в твоей камере полностью заряжена.

2) У него много друзей и очень активная общественная жизнь . — У него много друзей и активная социальная жизнь.

3) Вы можете оставить сообщение на моем диктофоне , и я вам перезвоню. — Вы можете оставить сообщение на моем автоответчике, и я перезвоню.

4) Я считаю, что качество цифровых снимков и фотографий все время улучшается. — Я думаю, что качество цифровых изображений и фотографий улучшается все время.

5) Достаньте гарантийный талон из коробки и положите в безопасное место на случай, если он нам понадобится. — Возьми из ящика гарантийный сертификат и положи его куда-нибудь в безопасное место на тот случай, если он нам понадобится.

6) Существует ряд программных продуктов , которые можно использовать для редактирования домашних фильмов. — Имеется ряд компьютерных программ, который вы можете использовать для редактирования ваших домашних видео.

7) Мы сократили счета за отопление, перейдя на солнечную энергию . — Мы сократили оплату счетов за отопление, переключившись на солнечную энергию.

8) Он такой техно урод ! У него есть все новые доступные гаджеты. — Он помешан на техник! У него есть любой гаджет, который только существует.

Упражнение 2. Используйте фразы, чтобы закончить предложения.
Упражнение 2. Вставить фразы.

ЗаданиеОтвет

• на крючке • в движении • в пределах • помимо • само собой разумеется

1) Я вполне доволен нашим новым домом __ без сада.
2) Он такой занятой ребенок. Он постоянно __ что-то делает.
3) Она подросток, поэтому __ иногда может быть немного капризной.
4) Он __ играет в видеоигры со своими товарищами.
5) Она не может использовать компьютер __, который ей хотелось бы.

1) Меня вполне устраивает наш новый дом , кроме , у которого нет сада. — Я абсолютно доволен нашим новым домом, за исключением того, что нет сада.

2) Он такой занятой ребенок. Он постоянно в движении что-то делает. — Он такой занятой ребенок. Он постоянно в движении, чем-то занимаясь.

3) Она подросток, поэтому само собой разумеется, она иногда может быть немного капризной. — Она подросток, поэтому само собой разумеется, что она может быть капризной.

4) Он подсел на , играя в видеоигры со своими товарищами. — Он помешен на видео-играх со своими товарищами.

5) Она не может использовать компьютер в той степени, которой она хотела бы. — Она не может пользoваться компьютером в той мере, в какой ей хотелось бы.

Упражнение 3. Заполните таблицу. Какими из этих гаджетов вы, скорее всего, будете пользоваться дома или на работе?
Упражнение 3. Распределите гаджеты по тому, где чаще вы их используете — дома или на работе.

ЗаданиеОтвет

• MP3-плеер • мобильный видеотелефон • телевизор • цифровая камера • диктофон • КПК • радио • кассетный плеер • видеокамера • ноутбук • Walkman

ДОМ: ___
РАБОТА: ___

HOME — дом:
MP3-плеер — MP3-проигрыватель
TV — телевизор
цифровая камера — цифровая камера
радио — радио
кассетный магнитофон — кассетный магнитофон
видеокамера — записывающая видеокамера
Walkman — плеер

РАБОТА: ___
видео мобильный телефон — видео-мобильный телефон
диктофон — диктафон
КПК — персональный цифровой помощник
ноутбук — лэптоп, ноутбук

Упражнение 4.Завершите обмен словами ниже.
Упражнение 4. Вставьте слова.

ЗаданиеОтвет

• изобретен • цифровой • зарядный • портативный • возобновляемый • солнечный • плеер • альтернатива

1) Я думаю, что пора __ аккумулятор в моем мобильном телефоне.
2) У нас есть три __ камеры на крыше, которые помогают отапливать наш дом.
3 Наш город старается использовать как можно больше __ источников энергии.
4) Вы знаете, кому __ мобильные телефоны?
5) Давайте посмотрим фильм в саду.Я принесу свой __ DVD-плеер.
6) Могу я одолжить ваш MP3 __?
7) Я бы хотел получить __ часы с будильником.
8) Мы должны что-то сделать, чтобы поощрять использование __ ресурсов.

1) Думаю, пора зарядить аккумулятор в моем мобильном телефоне. — Я думаю, что пора зарядить батарею в своем телефоне.

2) У нас есть три солнечных элемента на крыше, чтобы обогревать наш дом. — У нас три солнечные батареи на крыше, чтобы помогать обогревать дом.

3 Наш город старается использовать как можно больше альтернативных источников энергии. — Наш город старается использовать так много альтернативных источников энергии, как только возможно.

4) Вы знаете, кто изобрел мобильных телефонов? — Ты знаешь, кто изобрел мобильные телефоны?

5) Давайте посмотрим фильм в саду. Я принесу свой портативный DVD-плеер . — Давай посмотрим фильм в саду. Я принесу свой портативный DVD-проигрыватель.

6) Можно мне одолжить ваш MP3 плеер ? — Можно взять на время твой MP3-проигрыватель?

7) Мне нужны цифровые часы с будильником. — Я хотел бы приобрести цифровые часы с будильником.

8) Мы должны что-то сделать, чтобы стимулировать использование возобновляемых ресурсов . — Нам надо что-нибудь сделать, чтобы стимулировать возобновление использования ресурсов.

Упражнение 5.Заполните: открывать, экспериментировать, изобретать, исследовать , в правильной форме.
Упражнение 5. Поставить в правильную форму: открывать, экспериментировать, изобретать, исследовать .

ЗаданиеОтвет

1)
A: Кто __ Гавайские острова?
B: Это был капитан Джеймс Кук, не так ли?

2)
A: Чем вы занимались после получения докторской степени?
В: Делал ___ по искусственному интеллекту.

3)
A: Нельзя использовать электричество. Это опасно.
B: Не волнуйтесь. Я знаю, что я делаю.

4)
A: Вы знали, что фейерверк был __ случайно.
B: Вы шутите!

1)
A: Кто, , открыл Гавайские острова? — Кто открыл Гавайские острова?
B: Это был капитан Джеймс Кук, не так ли? — Это был капитан Джеймс Кук, не так ли?

2)
A: Чем вы занимались после получения докторской степени? — Кто вы делали, после защиты диссертации?
В: Я провел исследование по искусственному интеллекту. — Я занимался исследованиями искусственного интеллекта.

3)
A: Вам не следует экспериментировать с электричеством. Это опасно. — Тебе не следует экспериментировать с электричеством.
B: Не волнуйтесь. Я знаю, что я делаю. — Не волнуйся. Я знаю, что я делаю.

4)
А: Вы знали, что фейерверк изобрели случайно. — Ты знаешь, что фейерверк был изобретен случайно?
B: Вы шутите! — Ты, должно быть, шутишь!

.

ЕГЭ 2020 по английскому. Вариант 4

Раздел 1. АУДИРОВАНИЕ

Вы услышите 6 высказываний. Соответствующее соответствие между высказываниями говорящего A — F и утверждениями, данные в списке 1–7 . Используйте утверждение, обозначенное цифрой, только один раз . В задании есть одно лишнее утверждение . Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу.

2

Вы услышите диалог.Определите, какие из приведенных утвержденных А — G соответствуют содержанию текста ( 1 — Верно ), какие не соответствуют ( 2 — Ложь ) и о чём в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа ( 3 — Не указано ). Занесите номер выбранного вами варианта ответа в таблицу. Вы услышите запись дважды.

A Покупатель беспокоится о приобретении запасных частей для компьютера.

B Продавец говорит, что в головном офисе в Лондоне нет запасов.

C Клиент должен вернуть компьютер в головной офис в случае неисправности.

D Заказчик доволен быстрым обслуживанием других фирм.

E Годовая плата за услугу увеличивается с каждым годом.

F Заказчик спрашивает, сорт бумаги для принтера.

G Заказчик говорит, что до сих пор у него был только один принтер.

Соответствие диалогу

Вы услышите часть интервью с актёром, который сыграл роль капитана Барбосса в фильмах «Пираты Карибского Моря». В заданиях 3—9 запишите в поле ответа цифру 1 , 2 или 3 , соответственно выбранному Вами варианту ответа. Вы услышите запись дважды.

3

Джеффри Раш считает, что причина его возвращения —

.

1) деньги, которые он получает.

2) популярность, которой он пользуется.

3) коллективная работа.

Ответ:.

4

Джеффри Раш говорит, что импровизация

1) не допускается в их работе.

2) это то, что обычно делает Джонни Депп.

3) обычно становится частью сценария.

Ответ:.

5

Одно из самых предсказуемых пиратских клише —

.

1) носить повязку на глазу.

2) иметь домашнюю обезьяну.

3) использовать колышек, чтобы выжить.

Ответ:.

6

Во время разговора с Терри Россио Джеффри Раш придумал идею
. 1) прятать деньги в ножке колышка.
2) распитие спирта из ножки колышка.
3) наличие оружия в ноге колышка.
Ответ:.

7

Пенелопа Крус

1) познакомилась со своим соперником в фильме.

2) заставили актеров работать усерднее.

3) обострили смекалку актеров.

Ответ:.

8

Джеффри Раш уверен, что в пятом фильме
1) Желание Барбосса иметь больше власти возрастет.
2) Барбосса потеряет свою силу.
3) Барбосса превратится в Джеймса Кэмерона.
Ответ:.

9

В пятом фильме Терри Россио может исследовать

1) новые аспекты пиратского мира.

2) ситуации, спровоцированные пиратами.

3) вещи, не связанные с пиратством.

Ответ:.

Раздел 2. ЧТЕНИЕ

10

Соответствие между заголовками 1–8 и текстами A — G . Занесите свои ответы в таблицу. Используйте каждую цифру только один раз . В задании один заголовок лишний .

1. Опасные отходы
2. Невидимая угроза
3. Основная причина
4. Возможные решения

5. Глобальное разрушение
6. Катастрофический рост
7. Нехватка воды
8. Быстрое изменение

A. Кислотный дождь распространяется легко, поражая места далеко за пределами тех, которые испускают загрязнения. В результате эта проблема глобального загрязнения вызывает споры между странами, которые борются за загрязнение окружающей среды друг друга.Проблема в том, что кислотные дожди, одну из самых серьезных экологических проблем, невозможно увидеть. Некоторые ученые считают, что человеческое производство несет основную ответственность, в то время как другие ссылаются также на естественные причины.

B. Загрязнение воздуха имеет множество катастрофических последствий, которые необходимо сдерживать. Для этого правительства, ученые и экологи используют или тестируют различные методы, направленные на сокращение загрязнения. Существует два основных типа борьбы с загрязнением.Элементы управления вводом обычно более эффективны, чем средства управления выводом. Контроль выпуска также более дорог, что делает его менее желательным для налогоплательщиков и предприятий, загрязняющих окружающую среду.

C. Глобальное потепление называется парниковым эффектом, потому что газы, которые собираются над землей, делают планету сопоставимой с парниковым эффектом. Удерживая тепло, парниковый эффект нагревает планету и угрожает окружающей среде. Текущие опасения в значительной степени связаны с тем, что глобальное потепление происходит такими быстрыми темпами.Модели предсказывают, что в следующем столетии глобальная температура повысится на несколько градусов.

D. Люди часто выбрасывают товары, не осознавая, что они могут быть опасными для окружающей среды. Независимо от того, куда люди кладут эти материалы, всегда есть шанс, что они смогут найти свой путь в землю и, в конечном итоге, в наши тела. Необходимы специальные исследования, чтобы получить данные о воздействии каждого химического вещества, а также узнать, как комбинации этих химических веществ влияют на здоровье человека.

E. Сочетание всего нескольких факторов создает проблему разрушения озонового слоя. Производство и выбросы CFCs, хлорфторуглеродов, безусловно, являются основной причиной. Многие страны призвали прекратить производство ХФУ. Однако те отрасли, которые все же используют CFC, не хотят прекращать использование этого очень ценного промышленного химического вещества. Поэтому важно заставить людей осознать катастрофу, которую ХФУ вызывают в стратосфере.

F. В отличие от некоторых экологических проблем, истощение тропических лесов, к счастью, привлекло значительное внимание общественности и средств массовой информации.По некоторым оценкам, ежегодно вырубается 50 миллионов акров тропических лесов. Каждый год Бразилия вырубает лес размером с штат Небраска. В Индонезии, Заире, Папуа-Новой Гвинее, Малайзии, Бирме, Филиппинах, Перу, Колумбии, Боливии и Венесуэле были потеряны некогда великие тропические леса.

G. Население мира быстро росло. Население сейчас угрожает достичь стадии, когда будет просто слишком много людей, чтобы планета могла поддерживать.Более крупные группы населения загрязняют и потребляют больше, разрушая окружающую среду и создавая или усугубляя множество проблем. Кроме того, из-за ограниченных запасов продовольствия рост населения усугубит дефицит во многих частях мира.

11

Прочтите текст и заполните пропуски A — F частями предложений, обозначенными цифрами 1–7 . Одна из частей в списке 1—7 лишняя. Занесите цифру, обозначающую соответствующую часть предложения, в таблицу .

25 октября 1881 года в Малаге, Испания, родился маленький мальчик. Это были тяжелые роды, и, чтобы помочь ему дышать, ему в нос вдували сигарный дым! Но несмотря на то, что он был самым молодым курильщиком, этот ребенок вырос одним из величайших художников 20-го века — Пабло Пикассо.

Пикассо проявил свой поистине исключительный талант с самого раннего возраста. Его первым словом было lapiz (по-испански «карандаш»), и он научился рисовать, прежде чем начал говорить.

Он был единственным сыном в семье и очень красивым, A ____________.Он ненавидел школу и часто отказывался идти, если только его заботливые родители не разрешили ему взять с собой одного из домашних голубей своего отца!

Помимо голубей, его большой любовью было искусство, и когда в 1891 году его отец, который был художником-любителем, устроился учителем рисования в колледж, Пабло пошел с ним в колледж. Он часто наблюдал, как его отец рисует, и иногда ему позволяли помочь. Однажды вечером его отец рисовал своих голубей B ____________. Он вернулся и обнаружил, что Пабло закончил картину, и она была настолько удивительно красивой и реалистичной, что он дал своему сыну свою палитру и кисти и больше никогда не рисовал.Пабло было всего 13 лет.

С тех пор его уже не остановить. Многие понимали, что он гений, но он разочаровал тех C ____________. Он всегда нарушал правила художественной традиции и шокировал публику своими странными и сильными картинами. Он, вероятно, наиболее известен своими «кубистическими» картинами, D ____________. Его картины людей часто состояли из треугольников и квадратов с неправильным местом черт лица. Его работы изменили наши представления об искусстве E ____________. Герника , написанная им в 1937 году, описывает бомбардировку этого маленького баскского городка во время гражданской войны в Испании и, несомненно, является одним из шедевров современной живописи.

Пикассо умер от сердечной недостаточности во время приступа гриппа в 1973 году. Художник создал более 6000 картин, рисунков и скульптур. Сегодня «Пикассо» стоит несколько миллионов фунтов, F ____________.

  1. , в котором использованы только простые геометрические формы
  2. так его основательно испортили
  3. что неудивительно
  4. поэтому он был очень трудолюбивым
  5. когда ему пришлось покинуть комнату
  6. , который хотел, чтобы он стал традиционным художником
  7. , поэтому для миллионов людей современное искусство означает творчество Пикассо

Прочитайте текст и выполните задание 12—18 .В каждом задании запишите в поле ответа цифру 1 , 2 , 3 или 4 , соответственно выбранному Вами варианту ответа.

После окончания медицинской школы Юджин Алфорд сделал прибыльную карьеру в качестве специалиста по ушам, носу и горлу, а также лицевого пластического хирурга в методистской больнице. Летом он и его жена Мэри, дантист и бывшая педиатрическая медсестра, присоединятся к спонсируемой церковью медицинской миссии в Гондурас, где он оперирует нуждающихся в сельской клинике.

Дома Алфорд лечил многих известных жителей Хьюстона, но также отказался от платы за менее удачливых пациентов. Кэролайн Томас, например, пришла к нему с большой марлевой повязкой на впадине на лице. Ее застрелил ее парень, который также убил ее мать. Пуля выбила Томасу нос, верхнюю челюсть и правый глаз. Реконструкция обошлась бы в миллион долларов, но Алфорд, его медицинская бригада и его больница сделали это бесплатно.

Всякий раз, когда Алфорду нужно было расслабиться после особенно изнурительной работы , он ехал на свое ранчо в Беллвилле и терялся в сельскохозяйственных работах.Он не появлялся там так часто, как ему хотелось бы. В качестве пластического хирурга в методистской больнице он провел 800 операций за предыдущий год и получил солидные резервы на несколько месяцев вперед.

Итак, в холодное воскресенье, через несколько дней после Рождества, Алфорд направился через сосновый куст, намереваясь расчистить путь для охоты на оленей. Прорубая подлесок на южном пастбище, Алфорд остановил трактор перед мертвым белым дубом, стоящим на его пути. Он толкнул ствол фронтальным погрузчиком трактора, ожидая, что дерево аккуратно упадет на землю.Вместо этого верхняя половина дуба качнулась к нему. В считанные секунды на него обрушилось более тонны твердых пород дерева, сломав ему позвоночник.

Прикрепленный к рулю, Алфорд едва мог дышать. Он попытался нажать на тормоза, но его ноги не ответили. Когда он обнаружил, что может двигать руками, он выключил зажигание, затем с огромным усилием вытащил мобильный телефон из кармана рубашки и позвонил жене по быстрому набору номера. «Мэри, — выдохнул он, — на меня упало дерево. Я умру! — крикнула она.«Мы идем за тобой!» Алфорд все еще был в сознании, когда его соседи Кевин и Снаффи, предупрежденные Мэри, стащили с него дерево. Спустя несколько минут спасательный вертолет приземлился, и Элфорд посоветовал фельдшерам, какие лекарства ему вводить. Потом он отключился.

Его доставили в травматологическое отделение Медицинского центра в Хьюстоне, а затем быстро перевели в Методист. Операция прошла успешно, но пациенту по-прежнему угрожала опасность. После почти двух недель в отделении интенсивной терапии Алфорд проснулся, и его состояние улучшилось настолько, что его перевели в отделение реабилитации, где он начал физиотерапию и научился пользоваться инвалидной коляской.В феврале 2008 года, через шесть недель после аварии, Алфорд вернулся в свой 100-летний дом в Хьюстоне. Поначалу он был настолько слаб, что мог сидеть только в инвалидном кресле.

До аварии Олфорд был крепким шестифутом и привык отвечать за все. Теперь, полностью зависимый от других, он впал в отчаяние. «Если бы не моя жена и дети, я бы покончил с собой», — говорит он. Но затем нахлынула любовь. Брат Алфорда вел блог, в котором рассказывал о его выздоровлении.В течение следующих трех месяцев он получил 40 000 сообщений от коллег, бывших пациентов, знакомых и даже незнакомцев. Излияние подняло ему настроение. Это также дало Мэри новый взгляд на него. В течение многих лет 15-часовой рабочий день Элфорда не оставлял ему много времени для нее и детей. «Я почти решила, что тебе нравится работать больше, чем нам», — сказала ему однажды за обедом Мэри. «Но теперь я понимаю, что ты не хотел покидать больницу, потому что так много людей нуждалось в тебе. От них нельзя было просто так отказаться.’

Супруги отремонтировали свой дом с пандусами, ванной комнатой, приспособленной для инвалидных колясок, и лифтом. Они купили пикап с удлиненной кабиной и оснастили его подъемником для инвалидных колясок, поворотным сиденьем водителя и ручным управлением, чтобы Алфорд мог водить сам.

Но цель Элфорда заключалась в том, чтобы сделать такие изменения временными. После месяца физиотерапии он перешел с электрической инвалидной коляски на ручную. Ежедневные тренировки укрепили его мышцы спины и живота, улучшив его способность держать себя в вертикальном положении.Вскоре он смог стоять с помощью трубчатой ​​стальной рамы; сидя в кресле, он теперь мог подтянуть ноги к груди.

В мае Алфорд начал следующий этап лечения. Испытывая парализованного пациента, терапевты надеялись вырастить новые нервно-мышечные связи. После трех месяцев этого распорядка координация Олфорда заметно улучшилась. Он был готов снова взять в руки скальпель с одобрения больницы. Алфорд по-прежнему ходит на четыре часа реабилитации каждое утро и проводит вечера, растягиваясь и катаясь на моторизованном велотренажере, чтобы сдерживать мышечные спазмы.Но в промежутках между ними он принимает пациентов или выполняет операции — до пяти в неделю.

Он хочет делать более сложные операции и планирует увеличить свою нагрузку. Ходьба остается неопределенной. «Я всегда говорю ему, что если бы у меня был хрустальный шар, я была бы миллионером», — говорит Марси Керн, одна из его физиотерапевтов. Все-таки доктор считает себя счастливчиком.

( адаптировано из книги Майкла Хедерле «Его собственная медицина: история доктора» )

12

Юджин Алфорд

1) лечили только видных жителей Хьюстона.
2) занимался благотворительностью.

3) имела фиксированную плату.
4) часто бывал на его ранчо в Беллвилле.

Ответ:.

13

В пункте 3 «изнурительный» означает

1) крайне скучно.
2) довольно увлекательно.

3) очень утомительно.
4) очень неудобно.

Ответ:.

14

В результате аварии дуб сломал

Алфорда.

1) шея.

2) ноги.

3) обратно.

4) грудь.

Ответ:.

15

До аварии, Олфорд
1) заведовал больницей.
2) его работа нравилась больше, чем его семья.
3) работал 15 часов в неделю.
4) не мог проводить много времени с женой и детьми.
Ответ:.

16

Чтобы Алфорд чувствовал себя комфортнее
1) семья оборудовала дом необходимым оборудованием.
2) в его 100-летнем доме сделан косметический ремонт.
3) семья купила новый дом.
4) его старый пикап был оснащен подъемником для инвалидных колясок.
Ответ:.

17

После физиотерапии и ежедневных тренировок
1) Алфорду не нужна была инвалидная коляска.
2) К Элфорду вернулась выносливость.
3) Алфорд начал выполнять простые операции.
4) Координация Алфорда заметно улучшилась.
Ответ:.

18

В настоящее время Alford
1) жалеет себя.
2) планирует заниматься медициной так же хорошо, как раньше.
3) собирается начать ходить.
4) хочет стать миллионером.
Ответ:.

Раздел 3. ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА

Прочитайте приведённый ниже текст. Преобразуйте, если необходимо, слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 19-25 , так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текстов.Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы 19–25 .

Обратите внимание, что по правилам ЕГЭ ответы нужно писать без пробелов и других знаков, например, правильный ответ ‘have done’, нужно будет записать как ‘havedone’, иначе ваш ответ не засчитается.

Розыгрыш

19

Мистер и миссис Паркер провели дома спокойный день. Их 18-летняя дочь уехала в Уэльс с другом.

ОСТАНОВКА

20

Вдруг телефон.

КОЛЬЦО

21 год

Хриплый голос сказал мистеру Паркеру, что его дочь и что он должен заплатить выкуп в размере 2000 долларов.

KIDNAP

22

Его также предупредили, что в этом случае он никогда больше не увидит свою дочь.Затем голос дал ему инструкции о том, где и когда отдать деньги.

НЕ ПЛАТИТ

23

Мистер Паркер сел на поезд до Уэльса. Он пошел в отель и отдал портфель с деньгами женщине в платке и плаще.

ОДИН

24

В 23:00. В тот же вечер, к его огромному облегчению, его дочь вернулась домой.Она выглядела как никогда и с трудом удерживалась от смеха, когда протягивала ему портфель с двумя тысячами долларов.

СЧАСТЛИВЫЕ

25

Оказалось, что они с подругой пошутили.

РЕШИТЬ

Прочитайте приведённый ниже текст. Образуйте от слов, напечатанных заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 26–31 , однокоренные слова так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста.Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы 26–31 .

Дистанционное обучение

26

Многие люди проводили исследования о том, как улучшить курсовую работу дистанционного обучения, а также о том, как преподается материал.

ОЦЕНИТЬ

27

Одна большая проблема заключается в том, что люди жульничают с дистанционным обучением.Многие профессора сейчас разрабатывают способы, чтобы курсы дистанционного обучения не существовали.

ЗНАЧЕНИЕ

28

Один из способов улучшить их — изменить способ обучения.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

29

Учителя начинают требовать работы в классе по тому же курсу, который они преподают.

ДИФФЕР

30

Они также просят учащихся усерднее выполнять домашнее задание и проекты, которые они должны выполнить.

АКТИВНЫЙ

31 год

Кроме того, студентам выдаются тесты из банка тестов. Тест составляется, когда они заходят на тестовый сайт. То же самое и с учениками, посещающими дистанционные занятия в школе или на специальных курсах.

ТРЕБОВАТЬ

Прочтите текст с пропусками, обозначенными номерами 32—38 . Эти номера соответствуют заданиям 32—38 , в представленных возможных вариантах ответов.Запишите в поле ответа цифру 1 , 2 , 3 или 4 , соответствующий выбранному вами варианту ответа.

Мачу-Пикчу

В некотором смысле, это замечательно, что Мачу-Пикчу сегодня можно посетить в день 32 ____ из Куско. Наверное, каждый должен иметь возможность увидеть это замечательное место.

Как и многие путешественники, я надеялся ощутить атмосферу «затерянного в облаках» Мачу-Пикчу, подойдя к руинам пешком 33 ____ по тропе инков.Я присоединился к обязательной туристической группе в Куско, а затем провел следующие четыре дня в окружении других, совершая классическое паломничество. По пути мы пересекли несколько захватывающих дух перевалов Анд, ступая по оригинальной брусчатке инков и миновав несколько других прекрасных руин.

Наша последняя остановка 34 ____ была в изящно красивом месте под названием Huinay Huayna, где десятки невероятно крутых террас переходят каскадом в глубокое зеленое ущелье, поддерживаемое высоким водопадом. Среди моих недавно найденных попутчиков были пять аргентинцев, которые 35 _____ мой интерес к исследованию Хуинай-Уайна при лунном свете.

Единственная проблема заключалась в небольшом различии стилей. Моя была больше похожа на безмолвное и медитативное созерцание; они включали ритуальное пение круга, которым руководил одинокий харизматичный мужчина в группе, которого я впоследствии назвал Колдуном. Не входя в круг в ту ночь, я сделал мысленную отметку на 36 ____ о моем расстоянии от них на следующий день в Мачу-Пикчу.

Перед рассветом на следующее утро мы поднялись на вершину горы Врата Солнца, надеясь увидеть классический панорамный вид на Мачу-Пикчу до прибытия экскурсионных автобусов.К сожалению, погода не помогла. Вместе с десятками других разочарованных путешественников я два часа дрожал на вершине холма в холодном тумане, ожидая восхода солнца, который так и не наступил, а затем поплелся вниз по холму к самому Мачу-Пикчу. Когда я 37 ____, облака начали подниматься, открывая место, которое было настолько впечатляющим, насколько я мог надеяться. К концу дня моя туристическая группа разошлась, видимо, предпочитая горячую ванну. Я, однако, чувствовал, что я всего лишь 38 ____ на поверхности.

32

1) путешествия

2) voyage (путешествие)

3) путешествие

4) trip (поездка)

Ответ:.

33

1) с

2) via

3) через

4) over (более)

Ответ:.

34

1) в целом

2) overhead (накладные расходы)

3) overnight (ночь)

4) overday (сверхдня)

Ответ:.

35

1) захвачено

2) shared (общий)

3) хранится

4) hold (состоялось)

Ответ:.

36

1) keep (держать)

2) hold (держать)

3) take (взять)

4) использовать

Ответ:.

37

1) спустился

2) asceasted (вознесен)

3) посетили

4) pretended (притворился)

Ответ:.

38

1) достижение

2) touching (трогательно)

3) царапины

4) patching (исправление)

Ответ:.

Ваш результат: пока 0.

Далее вы можете набрать еще 40 баллов. Автоматически это проверить нельзя, поэтому сделайте реалистичный прогноз о том, сколько бы вы смогли набрать баллов, и получите ваш итоговый результат ЕГЭ.

Если возник вопрос по ответу, в котором вы ошиблись, задать можете его в комментариях.

Раздел 4. ПИСЬМО

Для ответов на задания 39 и 40 використовуйте бланк ответов № 2 . Черновые пометки можно делать прямо на листе с заданиями , или можно использовать отдельный черновик. При выполнении заданий 39 и 40 особое внимание обратите на то, что ваши ответы будут оцениваться только по вибрации, сделанным в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 .Никакие записи черновика не будут учитываться экспертом. Обратите внимание также на соблюдение предписаний объёма текста. Тексты недостаточного объёма, а также часть текста, превышающая требуемый объём, не оцениваются. Запишите сначала номер задания ( 39, 40 ), а затем ответ на него. Вы можете использовать другую сторону.

Вы получили письмо от своей англоговорящей подруги по переписке Сьюзен, которая пишет:

… Вчера взял в библиотеке чудесную книгу и не могу оторваться. Вам нравится читать? Кто твой любимый писатель? Какие книги нравятся вам и вашим друзьям?

Что касается школьных новостей, я готовлюсь к выпускным экзаменам …

Напишите письмо Сьюзен.
В письме
— ответь на ее вопросы
— задать 3 вопроса об экзаменах
Напишите 100 — 140 слов .
Помните правила написания писем.

За это задание вы можете получить 6 баллов максимум.

Прокомментируйте следующее утверждение.

Многие подростки увлекаются компьютерными играми. Однако взрослые уверены, что компьютерные игры ничему не учат, а молодежь должна их избегать.

Напишите 200 — 250 слов .

— представить (обозначить проблему)
— оставьте свое личное мнение и приведите 2–3 причины своего мнения
— выразить противоположное мнение и указать 1-2 причины этого противоположного мнения
— объясните, почему вы не согласны с противоположным мнением
— сделайте вывод, повторив вашу позицию

За это задание вы можете получить 14 баллов максимум.

Раздел 5. ГОВОРЕНИЕ

— За 1,5 минуты нужно подготовиться и в следующие 1,5 минуты выразительно прочитать текст вслух — 1 балл.
— Составление 5 вопросов на основе ключевых слов. На подготовку отводится 1,5 минуты, затем каждый вопрос надо формулировать в течение 20 секунд — 5 баллов.
— 3 фотографии. Нужно выбрать 1 и описать ее по предложенному тут же в задании плану за 3,5 минуты — 7 баллов.
— 2 картинки. Нужно сравнить, описать сходства и различия, почему выбранная тематика близка выпускнику, за 3,5 минуты — 7 баллов.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *